Каждый педагог, работающий с детьми дошкольного возраста, старается сделать свое занятие максимально интересным и эффективным для ребенка. Занятия должны проходить в игровой форме, на доступном для ребенка материале, а также носить развивающий для речи и интеллекта момент. Одним из эффективных способов повышения качества обучения является книга Виммельбух. Виммельбух – это развивающая книга для детей с яркими, насыщенными картинками, с большим количеством детализированных иллюстраций, как правило, без текста.
Использование данной книги педагогом, позволяет развивать все базовые психические функции у детей (такие как внимание, память, мышление). Ребенок учится удерживать внимание на рассматриваемом объекте, не отвлекаясь на другие моменты, таким образом развивая объем внимания. Формируется произвольность внимания и способность сохранять интерес к объекту длительное время, таким образом развивается регуляторный компонент деятельности дошкольника. Появляются предпосылки для образного и логического мышления. У ребенка происходит развитие зрительного анализатора, улучшается взаимодействие системы «глаз –мозг». На уровне восприятия развивается воображение. Используя в практике данную книгу, вы можете корректировать и развивать речь дошкольника (обогащение словарного запаса, развитие связной речи). В ходе игровой деятельности с помощью книги Виммельбух ребенок легко погружается в сюжет и знакомиться с новыми жизненными ситуациями, предполагает развитие различных событий, знакомится со словами и понятиями. Также, использование на занятии данной книги, позволяет расширить кругозор ребенка (знакомство с временными понятиями, с домашними и дикими животными и т.д.).
 В зависимости от основных задач занятия вы можете подбирать упражнения и иллюстрации книги.
Особенности использования книги Виммельбух на занятии
Проводить занятия с использованием книги Виммельбух возможно с двумя и более детьми, чтобы добавить соревновательный момент. При выполнении заданий эмоционально поддерживайте ребенка, хвалите, мотивируйте его. Попросите его найти на картинке знакомые предметы, назвать их, отыскать как можно больше предметов из одной категории, а также назвать ее. Попросите придумать историю про одного из персонажей на картинке (чем он занимается, что собирается делать дальше, откуда и куда идет, с кем общается). Уточните у ребенка как общаются разные персонажи на картинке (какие чувства испытывают друг к другу, о чем разговаривают, что собираются делать, спросите отношение ребенка к персонажам и ситуации). Данное задание способствует стимуляции речевого развития ребенка. С целью развития памяти и внимания ребенка, можете показать ему картинку, дать ребенку возможность рассмотреть ее, а затем убрать и начать задавать вопросы относительно изображения на картинке. При работе с двумя и более детьми устройте соревнование: кто из них быстрее справится с заданием.
Учитывайте на занятии индивидуальные особенности темперамента и эмоционально-волевой сферы ребенка. Если ребенок достаточно медлителен и ему требуется дополнительное время на обдумывание задания, то, следует учитывать его темповые характеристики. Для усидчивого ребенка организуйте занятия за столом, для чрезмерно активного ребенка можно организовать деятельность на ковре, а также по возможности контролировать его. Чтобы добавить игровой компонент, предложите ребенку игровую лупу. Также игровую лупу необходимо предложить в случае наличия у ребенка проблем со зрительным анализатором.
Для повышения эффективности занятия следует комбинировать его с дидактической игрой, которую можно сделать своими руками. Чтобы подготовить дидактическую игру, необходимо определиться с темой занятия. Например: дикие животные. Для этого подберите фон с изображением леса, а также картинки диких животных. Постепенно, знакомя ребенка с животными и рассказывая о них, выкладывайте их изображения на фон. Ознакомив ребенка с дикими животными, вы можете охватить и дополнительные задачи. Можете поменять расположение животных на листе и попросить ребенка вспомнить их первоначальное расположение. Также можно попросить ребенка вспомнить всех животных. Такие упражнения стимулируют развитие познавательных процессов и мыслительных операций дошкольника. С целью расширения кругозора малыша, необходимо подробно рассказывать о каждом животном (где обитает, что употребляет в пищу, особенности поведения и т.д.). С целью формирования и развития пространственных и временных понятий, можно спрашивать ребенка кто из животных находится слева (справа), вверху (внизу), за, над и т.д. Можно обсудить с ребенком признаки времени года, изображенного на фоне.
Игры и упражнения для детей с книгой Виммельбух
«Вспомни»
В игре могут участвовать двое и более детей. Педагог предлагает тематическую карточку, либо дети выбирают ее по собственному желанию. Дети по очереди рассматривают карточку, а затем перечисляют персонажей, которых увидели. Выигрывает тот ребенок, который назвал большее количество персонажей. После окончания игры, педагог может предложить каждому из детей взглянув на картинку, проверить всех ли персонажей он назвал. Данная игра способствует развитию внимания и памяти дошкольника.
«Посмотри внимательно»
В игре могут участвовать двое и более детей. Педагог предлагает к рассмотрению комплекта из двух тематических карточек с одинаковым фоном и персонажами, которые по-разному на нем расположены. Педагог предлагает внимательно рассмотреть карточки и найти отличия по расположению персонажей.
Второй вариант данной игры: необходимо дать ребенку одну карточку для рассмотрения, а затем предъявить ребенку вторую с изменениями по расположению персонажей. Ребенок должен найти все различия.
Также для расширения кругозора ребенка можно провести разъяснительную беседу на тему картинки. Например: если картинка с изображением леса, можно обсудить с дошкольником правила поведения в лесу.
«Викторина»
В игре могут участвовать двое и более детей. Педагог предлагает детям для рассмотрения тематическую карточку. Каждый из детей внимательно ее рассматривает. Далее педагог предлагает детям задать друг другу вопросы по данной карточке. Выигрывает тот, кто лучше справится с вопросами. Педагог внимательно следит за ходом игры.
«История»
Педагог предлагает детям для рассмотрения тематическую карточку. Затем педагог переворачивает карточку и просит ребенка рассказать историю с участием всех персонажей, изображенных на ней. Когда ребенок закончит, педагог переворачивает карточку и просит ребенка убедиться всех ли героев он назвал. Если ребенок вспомнил не всех героев, то педагог просит дополнить сказку участием забытых героев. По итогам упражнения следует похвалить ребенка.