При обучении и воспитании ребенка, нужно учитывать не только его уровень интеллектуального и речевого развития, особенности и возможности, состояние здоровья, но и тип темперамента. Учет всех особенностей малыша значительно повысит эффективность и качество обучения.
Педагоги-психологи условно делят детей на 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Темперамент – это совокупность устойчивых, индивидуальных, психических свойств человека, обуславливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения. Для улучшения образовательного и воспитательного процесса очень важно учитывать индивидуальные особенности каждого типа темперамента. Также стоит отметить, что «чистые» типы темперамента встречаются крайне редко. Как правило, в ребенке преобладают черты одного типа темперамента, сочетающиеся с признаками других, что, в свою очередь, определяет его индивидуальный стиль поведения.
Многие родители считают, что есть детские типы темперамента, более подходящие для обучения и менее подходящие для обучения. Однако это не так. В каждом типе темперамента есть свои особенности, которые подходят для выполнения той или иной деятельности. Например, флегматики ока­зываются успешнее других в выполнении медленных и плавных движений. Им нравится аккуратно, не торопясь прописывать буквы, цифры в прописях. Что, в свою очередь, является совершенно не привлекательным для неусидчивого и импульсивного холерика. А меланхолики легко переносят однотипную, монотонную деятельность, повторение одного и того же материала.
Педагогу и родителю важно знать темперамент ребенка, так как именно он влияет на особенности восприятия им информации, ее запоминания, особенности процессов внимания и скорости протекания психических процессов. Зная сильные и слабые стороны темперамента ребенка, вы можете найти индивидуальный подход к нему и повысить эффективность образовательного процесса и предотвратить возможные трудности. Задача педагога перед началом обучения выявить тип темперамента ребенка и постараться наиболее полно использовать его потенциал.
Рассмотрим основные типы темперамента и особенности организации образовательного процесса.
Сангвиник.  Ребенок данного типа темперамента активен, подвижен, дружелюбен. Быстро переключается с одного задания на другое. Ребенок-сангвиник приятен в общении, не обидчив, лидер, выдумщик. В играх активен, ловок, любит лазать, ползать, бегать. Такие дети миролюбивы, щедры, не злопамятны, быстро забывают ссоры, не помнят зла. Педагогу, работающему с таким ребенком, важно не загружать его монотонной, неинтересной деятельностью, а предоставить доступ к ее активным видам. Однако, с учетом того, что сангвиник может быстро потерять интерес к деятельности, необходимо помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца. При этом с такими детьми следует быть требовательными и последовательными в своих требованиях. Важно организовывать ребенка и требовать от него дисциплины. Попустительский стиль вашего поведения спровоцирует безответственность и несобранность. 
Холерик. Ребенок данного темперамента чрезмерно эмоциональный, активный, с перепадами настроения, нетерпеливый, но достаточно отходчивый. Холерик не выносит монотонной, однообразной и скучной деятельности. Занятия педагог должен проводить в динамичном, разнообразном, интересном варианте для стимулирования любознательности малыша. Тем ни менее ребенок-холерик отличается самостоятельностью, целеустремленностью, настойчивостью, ему можно доверить важное дело. Он любит риск и приключения. Отличается силой характера и с трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Идет на любые действия, ради своей цели, бывает вспыльчив и агрессивен. Многого может добиться сам. В своих поступках импульсивен, подвержен сиюминутным желаниям, любит пошуметь. Педагогу на занятиях с ребенком-холериком необходимо периодически давать возможность выплеснуть лишнюю энергию, и он станет спокойным и уравновешенным на какое-то время. В течении дня ему обязательно необходима интенсивная физическая нагрузка. Ребенок данного темперамента весьма увлекающаяся личность и может заразить своим азартом других детей.  Для такого ребенка требуется наибольший контроль, терпение и спокойствие со стороны педагога. Излишняя раздражительность и недовольство со стороны взрослого только усугубит нежелательное поведение ребенка. Педагогу необходимо постепенно, в интересной форме приучать ребенка к спокойным видам деятельности, тем самым корректируя его поведение. Обязательно, следует учитывать интересы ребенка на занятии для стимуляции учебной мотивации. Играя в групповые игры с ребенком-холериком, педагог должен учитывать его возможную реакцию на проигрыш и предупредить последствия. При наказании ребенка, аргументировать ему свое недовольство, а также объяснять недочеты его поведения, следует только тогда, когда он спокоен и способен внимательно вас слушать. Педагогу, обучающему ребенка холерического темперамента необходимо проявлять терпение и гуманность, так как жесткие требования к ребенку данного темперамента вызовут резкое противодействие и бунт.
Меланхолик. Ребенок данного типа темперамента часто выглядит грустным, задумчивым и заторможённым. Иногда его даже можно назвать странным. Но если обратить на него более пристальное внимание, то за этой маской можно заметить богатый духовный мир, сочетающийся с чувствительностью и ранимостью. Любые переживания он переносит близко к сердцу и затем долго не может успокоиться и сосредоточиться на деятельности. При общении с ребенком-меланхоликом, нужно его поддерживать и хвалить. Исходя из своих особенностей, он тяжело сходится с людьми, настороженно относится ко всему новому.  Но тем ни менее близких людей он ценит и при общении с ними добр и отзывчив. Такому ребенку периодически требуется уединение, он быстро устает от шумных и динамичных игр. Он очень рассудителен и по-взрослому самостоятелен. В процессе обучения быстро утомляем, сложно переключается с одного вида деятельности на другой, отвлекаем. Такой ребенок требует много заботы и понимания со стороны взрослых.
Флегматик. Уравновешенный, эмоционально стабильный, несколько замкнутый, малоподвижный, усидчивый и дисциплинированный. При выполнении заданий педагога медлителен, нередко не успевает за темпом остальных детей. Речь ребенка также замедленна, он не любит игры, отличающиеся быстротой реакции и сноровкой. Ребенок данного типа темперамента любит порядок, тщательно прибирает за собой игрушки, педантичен (играет только со своими игрушками, сидит только на своем стуле и т.д.). Несмотря на вышеперечисленные качества, при острой необходимости, может добиваться своего с неистовой энергией. Ребенок-флегматик отличается надежностью, послушностью и пунктуальностью. Он не отличается лидерскими качествами и затрудняется в принятии решений.  Перемены и освоение чего-то нового, пугают его, но с удовольствием выполняет уже известное. Другим детям он не интересен, так как большинство детей любит активные, подвижные игры, что не увлекает ребенка-флегматика. Но поиграть с ним в традиционные ролевые игры другие дети не проч. При обучении ребенка данного темперамента, педагогу необходимо учитывать то, что ребенок достаточно медленно усваивает новые знания и ему требуется периодическое напоминание, но уже устоявшиеся знания формируются у него надежно и надолго, он редко ошибается. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Для развития логики и мышления, необходимо давать ребенку задания с разными вариантами решения, для тренировки гибкости мышления. В активных играх от вас требуется постоянная стимуляция интереса ребенка и поддержание его активности. При выполнении заданий, никогда не торопите ребенка флегматика, так как он закроется окончательно и будет действовать еще медленнее. Ребенок тяжело переносит ситуацию спешки и паники, поэтому во время занятия необходимо поддерживать комфортную для него обстановку. Ребенку – флегматику легко можно доверить какое-либо дело, так как он очень ответственен и добросовестен.
При обучении ребенка-меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера, созданная педагогом. Ребенка нужно постоянно хвалить и поддерживать, показывая веру в него. Любые замечания необходимо делать максимально осторожно.