Следует отметить, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет и их дефициты как в интеллектуальном, так и в речевом развитии становятся все более выраженными и сложными для коррекционно-развивающей работы педагогов. Наблюдаются случаи, когда родитель объективно видит особенности своего ребенка и не жалеет усилий для его развития: обращается за медицинским лечением, получает педагогическую помощь, но результатов практически нет или они крайне незначительны. В данной ситуации, возможно, эффективным способом в коррекции и развитии речи и интеллекта ребенка будет нейропсихологический подход.
Нейропсихология дошкольного возраста — наука о формировании и развитии психических процессов. Нейропсихологические упражнения – эффективная методика, позволяющая без использования медикаментов, корректировать высшие психические функции у детей. В последнее время она приобретает все большую популярность как метод восполнения дефицитов психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью или несформированностью.
Следует рассмотреть основные проблемы ребенка, с которыми нейропсихологический подход будет особенно эффективен.

  • Снижение памяти, внимания, работоспособности (задержка психического развития, дефицит внимания, умственные отклонения);
  • логопедические нарушения (дислексия, дисграфия, задержка речи, алалия, дизартрия);
  • нарушения психомоторного развития, сна, аппетита;
  • проблемы общения, аутистические черты личности;
  • заторможенность или гиперактивность;
  • ДЦП, нарушение моторики, координации;
  • проблемы с освоением письма, чтения, счета;
  • имел в прошлом сотрясение мозга, общий наркоз, тяжелые болезни;
  • имеются тики, навязчивые движения.
    Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений приносит ребенку пользу:
  • улучшает функции памяти;
  • обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
  • повышает физическую и умственную работоспособность;
  • снижает утомляемость;
  • активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций;
  • стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;
  • предотвращает развитие неврологических заболеваний, связанных с нарушениями восприятия времени и окружающего пространства.
    Упражнения для развития памяти
    «Теплый-холодный, сухой-мокрый». Подготовьте стимульный материал, например, кусочек льда, лоскуток меха, грелку, стеклянный шарик и т.п. Сначала предложите ребенку с открытыми глазами ощупать и назвать предметы. После этого он с закрытыми глазами анализирует предложенный ему предмет, дает ему название и говорит, какой он на ощупь (например, «Это влажный и холодный кусочек льда»).
    «Запомни форму». Ребенок с закрытыми глазами ощупывает фигуры разной формы (круг, треугольник, звездочка и т.д.), называет их и запоминает последовательность. Затем он сразу же или после небольшой паузы должен найти фигуры и выстроить в том же порядке.
    «Прятки» (формирование зрительной памяти). Исходное положение — сидя на полу. В течение 20 секунд детям предлагается запомнить предметы, лежащие на столе, которые взрослый закрывает платком. Затем детям предлагается вспомнить и перечислить все предметы. Усложнение упражнения — запомнить порядок расположения предметов, который взрослый может поменять.
    «Движение» (формирование двигательной памяти). Взрослый предлагает детям несколько последовательных движений (танцевальных, гимнастических и др.). Дети должны повторить их как можно точнее и в той же последовательности.
    «Магазин» (развитие слухоречевой памяти). Исходное положение — сидя на полу. Взрослый предлагает детям «сходить в магазин» и перечисляет предметы, которые необходимо купить. Количество предметов необходимо постепенно увеличивать с одного до семи. Можно менять магазины («Мебельный», «Игрушки», и др.). «Продавец» сначала выслушивает заказ «покупателя», затем подбирает «товар». «Покупатель» проверяет и несет «товар» домой, где «мама» проверяет правильность покупки.
    «Рыба, птица, зверь» (формирование слухоречевой памяти). Исходное положение — сидя на полу. Взрослый указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать любого зверя. Если ответ правильный, взрослый продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.
    «Поза» (формирование тактильной памяти). Сидящим с закрытыми глазами детям по очереди придается какая-либо поза (усложненный вариант — последовательно 2—3 позы). Ребенок должен почувствовать и запомнить их, а затем воспроизвести в нужной последовательности.
    Упражнения для развития внимания
    «Стоп-упражнения». Ребенок свободно двигается под музыку, делает какие-либо упражнения и т.д. По условному сигналу он должен замереть и держать позу, пока взрослый не предложит ему продолжить. По этому же принципу построены известные упражнения «Море волнуется», «Замри — отомри» и др.
    «Зеваки». Дети идут по кругу. По сигналу (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т.п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.
    «Условные сигналы». Перед занятием взрослый дает условные сигналы:
  • один хлопок-нужно посмотреть вверх;
  • два хлопка — прислушаться к звукам;
    три хлопка — посмотреть вниз.
    Услышав условный сигнал, ребенок выполняет соответствующее задание в течение 10-15 с.
    «Да» и «Нет». Взрослый произносит различные фразы, а ребенок выражает согласие или нет соответствующими словами «Да» и «Нет». Например: «собака лает» — да, «корова мычит» — да, «утка крякает» — да, «змея шипит» — да, «свинья мяукает» — «нет». Следует создавать определенный стереотип, а потом его менять, а также говорить с постепенным убыстрением темпа.
    «Звонкое слово». Ребенку по очереди называют овощи, цветы, посуду. Запретным является, например, огурец из овощей, из цветов —тюльпан, из посуды — чашка). Не называя запретного слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши.
    Упражнения для развития интеллектуальных процессов
    «Подбери общее понятие». Предложите ребенку назвать, одним словом, следующие понятия и дополнить ряд:
    кукла, мячик —
    чашка, тарелка –
    роза, одуванчик –
    шорты, кофта-
    собака, кошка-
    клубника, малина-.
    «Классификация по зрительному образцу». Для данного упражнения можно использовать детское лото. Разложите картинки и предложите выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку – все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы. Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например, по форме, цвету или функциональному назначению.
    «Классификация по обобщающему слову». По заданному обобщенному понятию (например, посуда, игрушки, животные, ягоды). Ребенок называет (выбирает из набора картинок) те, которые будут соответствовать заданному понятию.