Достаточно часто педагог дошкольного образовательного учреждения сталкивается с необходимостью написания характеристики на воспитанника. Как же написать информативную и содержательную характеристику, подчеркнув достоинства личности ребенка, сумев раскрыть их в полной мере и на забыв указать и на его недостатки, которые мешают как полноценному его общению со сверстниками, так и усвоению образовательного маршрута.
Существует ряд основных правил и критерий при составлении психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста, которые следует учитывать.
Начать характеристику лучше с общего описания: возраст ребенка на данный момент, какую возрастную группу образовательной организации он посещает, по какой программе обучается, какое по продолжительности время посещает дошкольное учреждение, как часто пропускает и по какой причине, как прошел процесс адаптации к детскому саду и с какими трудностями столкнулись на данном этапе. Опишите, сформированы ли у ребенка навыки самообслуживания и, если он испытывает трудности, то в чем.
Необходимо описать особенности развития ребенка (речевого, интеллектуального, особенности эмоционально-волевой сферы). Например: если речевое развитие отстает, то нужно прописать по каким конкретно параметрам (например: понимание рассказов со скрытым смыслом, сюжетное рассказывание, знание предлогов, уровень сформированности коммуникативных навыков, понимание простой и сложной инструкции, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов, уровень словарного запаса и т.д.).  Если отстает интеллектуальное развитие, то какие конкретно психические функции и в чем это проявляется (например: застреваемость, неустойчивость внимания, преобладание кратковременной памяти и т.д.). Обозначьте уровень сформированности элементарных математических представлений. Уровень развития сенсорных функций (например: состояние анализаторов, наличие представлений о форме, величине, цвете). Особенности моторного развития (например: недостаточная скоординированность движений, особенности крупной и мелкой моторики, ведущая рука, наличие двигательной расторможенности и т.д.).
Укажите по какой образовательной программе обучается ребенок (автор). Опишите особенности усвоения ребенком программного материала. Если ребенок испытывает затруднения в усвоении образовательного маршрута следует уточнить в чем конкретно (укажите образовательные области). Отметьте отношение к занятиям (например: активно включается, не доводит дело до конца, мешает педагогу и детям, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый т.д.), как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности (например: (не)стремится преодолеть, бросает работу, плачет, нервничает, обращается за помощью, самостоятельно ищет выход). Опишите особенности принятия и эффективность обучающей помощи ребенком (например: обучающая помощь малоэффективна, эффективна не всегда и т.д.), какую педагогическую помощь ребенок принимает (организующую, разъясняющую, конкретную и т.д.), особенности работоспособности (например: способен длительное время сконцентрироваться на выполнении задания, отвлекаем, быстроутомляем, к концу занятия на фоне утомления увеличивается количество ошибок и т.д.).
Если ребенок получал коррекционно-развивающую помощь, то отметьте какого именно специалиста, на протяжении какого времени, по каким направлениям, а также укажите особенности его личной динамики (например: динамика незначительная, отсутствует и т.д.). Если есть положительная динамика, то укажите в чем конкретно.
Пропишите факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка в образовательной организации: как давно ребенок посещает ДОУ; переход из другого ДОУ(причины); перевод в другую группу (причины); замена постоянного воспитателя (однократная, повторная) и реакция ребенка на данный факт; межличностные конфликты в среде сверстников; сложности межличностного взаимодействия с педагогами; события в семье, негативно влияющие на ребенка; заинтересованность родителей; наличие частых, хронических заболеваний или пропусков по причине болезни т.д.
Следует так же дать оценку его выраженным качествам личности и особенностям поведения и общения со сверстниками и взрослыми (например: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, уступчивость, раздражительность, застенчивость, капризность, плаксивость и т.д.). Особенности поведения (например: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное и т.д.). Описать нужно и реакции воспитанника на замечания и критику педагога, на возникающие трудности и неудачи, умение соблюдать социальные нормы.
Подробно опишите особенности взаимодействия в детском коллективе, социальную роль ребенка, особенности игровой деятельности (проявляет ли интерес к игрушкам, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, роль в коллективной игре), эмоциональные проявления с окружающими (поведение в конфликтной ситуации, преобладающий эмоциональный фон, стабильность настроения). Если наблюдаются негативные проявления в поведении, то отметьте на какие факторы они возникают, как быстро заканчиваются и что успокаивает ребенка.