Вопрос психологического консультирования всегда интересовал практических психологов. Его рассмотрением занимались многие отечественные и зарубежные авторы: Г.С. Абрамова, Ю. Е. Алешина, В. В. Колпачников, Р. Кочюнас и другие.  Изучив их труды, можно сделать вывод о том, что все они согласны с тем, что психологическое консультирование — это важное направление в деятельности практического психолога.
Хочется отметить, что консультативная работа психолога ПМПК принципиально отличается от работы психолога в различных центрах психологической помощи населению по вопросам обучения и воспитания детей. Психолог ПМПК находится непосредственно внутри сложной системы, где существуют и развиваются как положительные, так и отрицательные моменты взаимодействия  педагогов и детей, родителей и администрации, родителей и детей. Он видит как на ладони каждого субъекта образовательного процесса не самого по себе, а в системе взаимодействия и осуществляет консультирование в единстве с другими видами работы и при анализе всей ситуации в целом. В нашей практике бывают случаи, когда ребенок до 6 класса обучался на «хорошо» и «отлично», но, вдруг педагог стал замечать, что у учащегося появились трудности в учебной деятельности (не аттестован по некоторым предметам, прогулы уроков, отсутствие интереса к учебе). Когда ребенок пришел на ПМПК, то школьный психолог, присутствовал как представитель из школы. Психологом ПМПК были даны для него рекомендации, найти истинную причину внезапно возникших у ребенка проблем с учебной деятельностью. При более подробном рассмотрении ситуации в школе, психолог заметил, что начало учебной неуспеваемости совпало по времени с разводом родителей, который, как выяснилось, был болезненным для ученика. Если психолог ПМПК работает непосредственно с ребенком по решению, возникающих у него проблем, то можно говорить о прямом консультировании. Но если необходимо консультировать педагогов или родителейпо каким-либо проблемам ребенка (как в выше приведенном случае), то, следует говорить о непрямом, опосредованном консультировании. Психолог ПМПК лишь обозначает варианты выходов из проблемных для ребенка ситуаций (нарушения межличностного взаимодействия, трудности в адаптации к школе, и т.д.), а разрешить ее – задача взрослого.  В случае консультирования родителей по поводу проблем ребенка психолог ПМПК и педагоги образовательного учреждения могут объединить свои профессиональные знания и умения. Такой подход к проблеме способствуетнахождению более эффективного способа выхода из сложившейся ситуации.
Так с какими же сложностями чаще всего обращаются к психологу ПМПК за помощью участники  образовательных отношений?
Воспитатели и учителя чаще всего обращаются к педагогу-психологу ПМПК в следующих ситуациях: трудности в усвоении детьми программы обучения, недостаточность мотивации к учебной деятельности, эмоциональные, личностные нарушения ребенка, конфликтные взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, возможности расширения собственных профессиональных умений, выявление и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, профориентационная работа со школьниками. Взаимодействие педагога и психолога образовательного учреждения в решении проблемной ситуации должно быть равноправным, т. к. эффективность всей работы с детьми определяется тем, насколько конструктивно сотрудничество педагогов и психолога. Наша практика показывает, что не менее важным является и распределение своих профессиональных   функций         между педагогом и психологом образовательного учреждения в учебно-воспитательной работе с ребенком. Во время  обследования на ПМПК  обучающие часто приходят с педагогами, и у психолога ПМПК появляется возможность проконсультировать психолога какого-либо образовательного учреждения по его вопросам. Психолог ПМПК при необходимости более детальной консультации может пригласить на личную консультацию. Следует отметить, что анализируя статистические данные результатов диагностики ПМПК можно сделать вывод о том, что увеличивается численность детей с ЗПР и УО, детей с тяжелыми заболеваниями (такими как РДА). Следовательно, необходимо планировать просветительскую деятельность с педагогами образовательных учреждений.  В этом случае ПМПК проводит семинар или круглый стол. Важно, чтобы консультация педагога с психологом ПМПК основывалась на добровольных началах. Но следует отметить, что очень трудно бывает порой побудить  воспитателя, учителя  проконсультироваться по той или иной возникающей у них проблеме с психологом ПМПК.  Лучше, когда инициатива исходит от самих педагогов, так как в этом случае они осознают существование проблемы и мотивированы на ее решение.
Основные проблемы, по которым родители обращаются к психологу ПМПК: как правильно и результативно подготовить ребенка к школе, недостаточность в развитии ВПФ, проблемы в эмоционально-волевой сфере учащегося; недостатки межличностных взаимоотношений ребенка со взрослыми и в семье, выбор профессии. Психолого-педагогическое консультирование родителей в системе образования может быть организовано как по инициативе родителя, так и по инициативе психолога. Но, можно заметить, что иногда родители не знают, что могут обратиться к психологу по вопросу, не касающемуся успеваемости ребенка, т. к. порой проблемы с успеваемостью являются лишь следствием более глубоких личных проблем обучающегося (отсутствие интереса к обучению из-за трудностей в общении с другими детьми; семейные проблемы и т.д.). Часто бывает и так, что психологи образовательных учреждений даже не подозревают об очень значительных переменах в жизни ребенка. Большим плюсом для обучающегося будет налаженный контакт его родителя и психолога образовательного учреждения. Во время работы с родителем психолог должен быть максимально корректен, создавать доверительные отношения, уметь проявлять эмпатию, показать родителям свою заинтересованность в решении проблем их ребенка. Исходя из практики, можно заметить, что иногда консультация психолога ПМПК необходима родителям сразу после обследования. 
Статистические данные показывают, что численность детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (УО), эмоционально-волевыми нарушениями (ЭВН),  с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), с ранним детским аутизмом (РДА) стала увеличиваться. Из практических наблюдений психолога ПМПК можно сделать вывод о том, что практически 50% родителей не готовы услышать заключение ПМПК. Психологу ПМПК часто бывает необходимо консультировать родителя сразу после обследования, донести до него, что     психолог действуете из интересов ребенка в рекомендациях программы обучения. Нужно объяснить родителю, что ребенку будет комфортнее в рекомендованных условиях обучения.  Главной задачей психолога ПМПК на данный момент является выравнивание эмоционального фона родителей и информирование о расстройстве ребенка.
К психологу ПМПК довольно часто обращаются и сами учащиеся, по вопросам своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, профессионального и личностного самоопределения и культуры поведения. Психологический смысл консультации учащихся состоит в том, чтобы помочь им самим разрешить возникшую ситуацию. Только таким образом можно способствовать накоплению опыта в решения подобных ситуаций и в будущем.
Отдельную группу в работе психолога ПМПК составляют обучающиеся проживающие с опекунами, из неблагополучных семей, находящиеся определенное время в приюте «Теплый дом» по причине лишения их родителей родительских прав.  В данной ситуации мы должны быть максимально корректны, учитывать негативный опыт ребенка, не затрагивать тем, болезненных для обучающегося и его законного представителя.
В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день психологическая служба играет важную роль в системе образования. Важнейшим компонентом эффективной работы психолога ПМПК является его постоянное взаимодействие с педагогами и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Непременно следует уделять внимание и проблемам ребенка, возникающим в межличностном взаимодействии, в учебной деятельности и в семейной жизни. Следовательно, не стоит забывать о наиболее важном направлении работы психологической службы образовательного учреждения – психологическом консультировании. Именно благодаря консультативной практике психолог может помочь решить возникшие  проблемные ситуации и помочь адаптироваться к учебному процессу.