Эмоционально — волевая сфера является одним из важнейших компонентов личности ребенка. Ее развитию способствует семья, детский сад, все то, что оказывает непосредственное влияние на малыша. Но, к сожалению, существует ряд причин, вызывающих дисгармоничное развитие эмоционально-волевой сферы. К одной из них относится снижение интеллекта у ребенка. Умственная отсталость у детей дошкольного возраста проявляется не только в нарушении познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд специфических особенностей. Учет которых крайне необходим в вопросах воспитания и обучения ребенка со снижением интеллекта.
Особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
— характерной чертой ребенка является неустойчивость эмоций. Состояние радости без видимых причин сменяется печалью, а смех — слезами.
— эмоциональная сфера отличается своей незрелостью. Ребенок со снижением интеллекта и в 6-ти летнем возрасте может проситься на руки к родителю или может забраться к нему на колени.
— большинство детей неспособны подавлять аффект, их реакции по степени выраженности, не соответствуют причине их возникновения. То есть, у ребенка бурную реакцию горя может вызвать совершенно незначительное событие.
— отличительными чертами волевых процессов детей с интеллектуальной недостаточностью является слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаем подражание поступкам других детей.
— часто задания, непосильные для ребенка, вызывают у него негативизм, упрямство, а также агрессию так как его ставит в затруднительное положение любое препятствие или неудача.
— симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации.
— у дошкольника с интеллектуальной недостаточностью значительно позже происходит формирование социальных чувств: долга, совести, ответственности, вины.
-несмотря на то, что у ребенка отмечается живость эмоций
(приветливость, доверчивость, оживленность), они носят поверхностный характер и отличаются непрочностью.
— в игре ребенок пассивен, является ведомым, а игровой сюжет отличается бедностью.
— формирование произвольной регуляции поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью затруднено. Большая часть из них неспособна подчинить свое поведение требованиям, предъявляемым им воспитателями, родителями, детским коллективом. Поведение детей часто не соответствует общепринятым нормам и правилам, а их действия носят импульсивный характер.