Начало школьного обучения является серьезным испытанием как для ребенка, так и для его родителей. Это значимые изменения в привычном укладе всей семьи. И во многом успешная адаптация, и успеваемость ребенка зависит от правильной родительской позиции и поддержки всей семьи.
Именно по этой причине, родитель должен приложить максимум усилий для подготовки своего ребенка к столь важному событию в его жизни. Такую подготовку необходимо осуществлять не в последний момент, а заранее и планомерно, чтобы не допустить перегрузку самого ребенка.
Не нужно списывать со счетов физическую и социальную готовность ребенка к школе, но не менее важна психологическая готовности. Давайте более тщательно рассмотрим понятие «психологическая готовность». Обычно под этим понятием подразумевают комплексную характеристику психического развития ребёнка старшего дошкольного возраста, которая включает в себя сформированность знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность выполнения им образовательной деятельности, а также принятие социальной позиции школьника.
Составляющими психологической готовности являются:
— Личностная готовность. Выражается в сформированности мотивационного компонента учебной деятельности, а также коммуникативных навыков. Некоторые дети хотят посещать школу ради хороших оценок, общения с друзьями, чтобы получить одобрение родителей. Мотивы могут быть совершенно разными, но главное, чтобы они были истинными, а не ради получения каких-либо благ и одобрений со стороны окружающих. Для диагностики учебной мотивации можно использовать Методику определения мотивов обучения.
Также для определения мотивации к школьному обучению можно использовать игру. Например: в игровой комнате, где большое количество игрушек, предложите ребенку почитать новую интересную сказку. На самом интересном месте, прекратите читать и спросите ребенка, что он хочет: читать книгу дальше или поиграть с игрушками. Вывод сделать несложно: если ребенок предпочтет игрушки, то у него преобладает игровой мотив, а если чтение книги, то преобладает познавательный интерес.
Для формирования мотивационной готовности к школе, необходимо использовать игры и упражнения, повышающие осведомленность ребенка о школе и правилах обучения в ней.
Игры и упражнения на развитие у детей положительной мотивации к школьному обучению
Дидактическая игра «Собери портфель»
Ход игры. На столе лежат два портфеля. На других столах лежат учебные принадлежности: тетради, буквари, пеналы, ручки, цветные карандаши и др. После краткой беседы о том, что школьники сами собирают в портфели все необходимое для учебы, дети начинают игру. К столу выходят двое играющих; по команде они должны отобрать необходимые учебные принадлежности, аккуратно положить их в портфель и закрыть его. Кто это сделает первым, тот — выиграл.
Чтобы игра продолжалась, дети, выполнившие задание, выбирают вместо себя других участников.
Упражнение «Соберем портфель!»
Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях.
Педагог загадывает детям загадки о школьных принадлежностях:
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Ответ: резинка, ластик.)
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог. (Ответ: ранец.)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Ответ: мел)
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, — красота! (Ответ: цветные карандаши)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать…
Что такое я?.. (Ответ: тетрадь)
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след. (Ответ: ручка)
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Ответ: книга.)
Упражнение «Кот и лодыри»
Цель: подвести детей к пониманию необходимости учения.
Педагог читает стихотворение С.Я. Маршака «Кот и лодыри», затем задает детям вопросы:
— Кто такой лодырь? Назови иначе такого человека.
— Быть лодырем — это плохо или хорошо?
— Что может случиться с лодырем в будущем, когда он вырастет?
— Можно ли пропускать уроки без уважительной причины и почему?
— Зачем люди учатся?
— Зачем дети ходят в школу?
Упражнение «Что я знаю о школе?»
Цель: уточнить знания детей о школе.
Педагог проводит блиц-опрос детей.
Примерные вопросы:
— Как надо обращаться к учителю?
— Как привлечь к себе внимание, если нужно о чем-то спросить?
— Что говорят, если нужно выйти в туалет?
— Что такое урок?
— Как узнают, что нужно начинать урок?
— Что такое перемена?
— Для чего нужна перемена?
— Как в школе называется стол, за которым дети пишут?
— Где пишет учитель, когда объясняет задание?
— Что такое отметка?
— Какие отметки хорошие, а какие плохие?
— Что такое школьный дневник?
— В классе учатся дети одного возраста или разного?
— Что такое каникулы?
Также для развития учебной мотивации и повышения общей осведомленности о правилах обучения и поведения в школе можно использовать Сказки для адаптации к школе.
Личностная готовность к школе также включает сформированность коммуникативных навыков: умение конструктивным способом решать конфликтные ситуации, умение дружить, уверенно чувствовать себя при общении со сверстниками и т.д. Данные навыки можно отрабатывать в домашних условиях путем проигрывания различных ситуаций, требующих умения ребенка общаться с другими людьми.
Игры для развития коммуникативных навыков.
Игра «Рукавички»
Для организации игры вырежьте из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) узором. Задача детей состоит в том, чтобы найти свою пару, и с помощью трех цветов карандашей раскрасить одинаковые рукавички. Стоит оценить, как пары организуют совместную деятельность, как делят карандаши, как договариваются между собой.
Игры — ситуации.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:
1. Два мальчика не могут поделить в песочнице машинку. Нужно разрешить данную ситуацию конструктивным способом.
2. Тебе очень хочется поиграть прятки, а друзья хотят играть в другую игру. Попробуй бесконфликтно настоять на своем.
3. Ты очень обидел маму – попробуй попросить у нее прощения.
4. Твой друг отобрал у тебя игрушку. Твои действия, чтобы не поссориться.
5. Ты не можешь заправить кровать. Попроси маму о помощи.
6. На улице ты увидел незнакомого мальчика. Подойди познакомиться.
Сюжетно-ролевая игра «Кот Матроскин и дети»
В группу входит кот Матроскин и здоровается с детьми. Он хочет познакомиться с детьми, посмотреть, как они живут в детском саду, как играют. Дети показывают свои игровые уголки, игрушки, книжки. Матроскин предлагает поиграть всем вместе, спрашивает умеют ли дети дружно играть. Кот играет вместе с детьми, просит у них рассказать стихи, загадывает загадки. Вместе повторяют правила вежливого общения.
— Эмоционально — волевая готовность. Включает в себя умение ребенка критично оценивать свои действия и результаты, планировать свою деятельность, адекватно реагировать на замечания. Обучение в школе, непростой процесс для ребенка, который требует от него максимального сосредоточения, ответственности и целеустремленности. Данные качества проявляются только у эмоционально зрелого и готового к обучению ребенка.
Игры на развитие эмоционально-волевой сферы
Игра «Обзывалки»
Дети передают по кругу мяч, либо какую-нибудь игрушку при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и тд. Каждое обращение может начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты —помидор!». В заключительном круге дети должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты —умничка!»
Игра “Говори” (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Детям дается инструкция: “Ребята, я буду задавать вам различные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я вам скажу – “Говори”! Давайте попробуем: “Какого цвета твои штаны?” (выдерживается пауза). “Говори!”. “сколько тебе лет?”. “Говори!”. “Как зовут твою маму?”. “Говори!”. И т.д.
Игры «Аисты – лягушки»
Дети идут друг за другом по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге). Когда ведущих хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. Основной задачей детей является быстрое переключение с одной задачи на другую.
Игра «Запрещенное движение» (Кряжева Н.Л., 1997)
Все игры по правилам организуют и дисциплинируют детей, а также развивают волевой компонент деятельности. Дети стоят лицом к ведущему, а тот, в свою очередь, под музыку показывает движения. Дети должны повторять за ведущим его движения. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит это движение, выходит из игры.
Можно несколько изменить игру. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши.
— Интеллектуальная готовность. Это понятие подразумевает уровень сформированности высших психических функций, таких как внимание, память, мышление, а также сформированность знаний, умений и навыков, обеспечивающих освоение образовательного маршрута. Если ваш ребенок будет максимально развит, то это будет способствовать успешности в школе.
Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?
1. Фамилию, имя свое и родителей;
2. Свой возраст (желательно дату рождения);
3. Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет;
4. Времена года (их количество, последовательность, признаки; месяцы (их количество, названия), дни недели (их количество, последовательность);
5. Классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), птицы, насекомые, растения, овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежду, обувь, головные уборы, посуду, мебель;
6. Различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
7. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право — лево, верх — низ и т. д.);
8. Составлять разрезную картинку из частей (не менее 5-6 частей);
9. Уметь составить пересказывать прослушанного или прочитанного произведения, составлять описание картины;
10. Составлять сюжетный рассказ (не менее 4-х картинок);
11. Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов;
12. Выполнять задание 4-ый лишний и объяснять по существенным признакам.