Стоит провести этот тест с дошкольником, для того чтобы понять, готов ли ребенок к школе и чего можно ожидать от него после 1-го сентября. Также, если возникают проблемы с уже первоклассниками, посредством этой методики можно понять истоки этих проблем.
Для 6-летних детей характерными являются следующие мотивы:
1. учебно-познавательный, восходящий к познавательной потребности (хочу все знать!)
2. социальный, основанный на социальной необходимости обучения (все учатся, и я хочу! Это нужно для будущего)
3. «позиционный», стремление занять новое положение в отношениях с окружающими (я взрослый, я уже школьник!)
4. «внешние» по отношению к самой учебе мотивы (мне мама сказала, что пора учиться, папа хочет, чтобы я учился)
5. игровой мотив, неадекватный, перенесенный в школьную сферу (возможно ребенка отдали в школу слишком рано, стоит и можно было еще подождать)
6. мотив получения высокой отметки (обучение не ради знаний, а ради оценки)
Сядьте вместе с ребенком, чтобы вас ничто не отвлекало. Прочитайте ему инструкцию. После прочтения каждого абзаца, покажите ребенку рисунок, соответствующий содержанию.
Инструкция:
Сейчас я прочитаю тебе рассказ.
Мальчики или Девочки (говорите о детях того же пола, какого ваш ребенок) разговаривали про школу.
1. Внешний мотив.
Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мама меня заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил», покажите или выложите рисунок.
2. Учебный мотив.
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, делать уроки, даже если бы не было школы, я бы все равно учился», покажите или выложите рисунок.
3. Игровой мотив.
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми весело играть.», покажите или выложите рисунок.
4. Позиционный мотив.
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим, когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а раньше я был маленьким», покажите или выложите рисунок.
5. Социальный мотив.
Пятый мальчик сказал: я ходу в школу, потому что нужно учиться. Без учения ничего не сделаешь, а выучишься, можешь стать кем захочешь», покажите или выложите рисунок.
6. Мотив получения высокой отметки.
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки», покажите или выложите рисунок.
После прочтения рассказа, задайте ребенку следующие вопросы:
— Кто из ребят, по-твоему, прав? Почему?
— С кем бы из них ты хотел бы поиграть? Почему?
— С кем бы ты из них хотел бы вместе учиться? Почему?
Ребенок последовательно осуществляет три выбора. Если содержание ответа поступает ребенку недостаточно явственно, ему напоминают содержание рассказа, соответствующее картинке.
После выбора и ответов ребенка на вопросы, попробуйте проанализировать ответы, и понять его мотивы обучения. Это поможет вам лучше узнать ребенка, помочь ему в чем-то, или понять, нужна ли консультация психолога относительно настоящей или будущей учебы в школе. Не пугайтесь, психолог – это не врач, это человек, который помогает людям, детям и им родителям правильно построить свои отношения и отношение к какой-либо проблемной сфере жизни.
Например, Ваш ребенок, отвечая на вопросы, выбирает одну и ту же карточку с мальчиком или девочкой. Например, ребенок выбирает 5 по счету карточку (социальный мотив) отвечая на все вопросы. То есть он считает, что ребенок, который учится для того, чтобы много знать, чтобы впоследствии стать кем-то в жизни, много зарабатывать, прав. Он бы хотел с ним же и играть, и учиться. Скорей всего вашим ребенком в обучении двигает именно социальный мотив.
Если же ребенок выбирает, например, правым ребенка с внешним мотивом (первая по счету карточка), играть бы хотел с ребенком с игровым мотивом, а учиться с ребенком с мотивацией к высокой оценке, то скорей всего, ваш ребенок не готов идти в школу. Он воспринимает школу как-то место, куда его водят родители, но интереса к учебе у него нет. Он хотел бы играть, а не ходить в то место, которое ему неинтересно. А если все-таки ему приходится или придется идти в школу, по желанию матери или отца, то он хочет, чтобы его там замечали и ставили хорошие оценки. Нужно показать ребенку, что учеба — это не прихоть родителя, а очень интересный, нужный, познавательный процесс. Чтобы ребенок в будущем не ждал всегда отличной оценки, хвалите его только в тех случаях, когда он действительно заслуживает похвалы. Пусть ребенок поймет, что хорошую оценку можно получить только за хорошие знания.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Выбор | мотив 1 | мотив 2 | мотив 3 | мотив 4 | мотив 5 | мотив 6 |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
Контрольный выбор |
- Внешний мотив — 0 баллов;
- Учебный мотив – 5 баллов;
- Позиционный мотив — 3 балла;
- Социальный мотив – 4 балла;
- Отметка — 2 балла;
- Игровой мотив — 1 балл.
Необходимо подсчитать, сколько баллов набрано отдельно, по каждому мотиву. Контрольный выбор увеличивает количество баллов соответствующего выбора. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем, ребёнок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированпости мотивации учения свидетельствует отсутствие предпочтений, т.е. различные подходы во всех ситуациях.