Стремительная динамика развития современной жизни требует от педагогов постоянного совершенствования педагогических знаний и поиска новых и эффективных технологий в работе с детьми. Одними из современных, на сегодняшний день, являются кейс-технологии.
Название кейс-технология произошло от латинского «casus» — запутанный, необычный; а также от английского «case» — чемоданчик. Кейс — технология — это разбор конкретной ситуации или случая, его анализ и подведение итогов. Дети, с помощью воспитателя, должны проанализировать ситуацию, разобраться в ее сути, продумать возможные решения и конструктивный выход из нее.
Главное предназначение кейс-технологии – развитие логического мышления, умения анализировать различные проблемы и ситуации, находить пути их решения, а также умения работать с информацией.
Рассмотрим основные методы, относящиеся к кейс-технологиям:
- метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-иллюстрации, фото-кейсы, кейс-стади);
- метод инцидента;
- метод ситуационно-ролевых игр;
- метод проектирования;
- метод дискуссии.
При использовании метода ситуационного анализа чаще всего с детьми дошкольного возраста педагоги используют кейс-иллюстрации или фото-кейсы.
Кейс-иллюстрация (фото-кейс) — это иллюстрация (фото), которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Основной задачей является рассмотрение картинки, поиск и анализирование решений и выбор оптимального. Кейс-иллюстрации повышают мотивацию и интерес ребенка к деятельности, активизируют мыслительные операции, развивают воображение, а также коммуникативные навыки при общении со сверстниками в поиске решения проблемной ситуации. Кейс-иллюстрации способствуют повышению интереса детей к изучаемому материалу, развивают социальную активность, коммуникативные навыки, связную речь.
Этапы работы с кейс-иллюстрацией (фото-кейсом):
На первом этапе педагог знакомит детей с иллюстрацией (фото) проблемной ситуации. От детей требуется четкая формулировка проблемы. Например: ребенок переходит дорогу в неположенном месте. Что нарушает ребенок? Чем ему это грозит?
На втором этапе педагог показывает детям фото для обсуждения.
Педагог задает детям вопросы, связанные с проблемной ситуацией. Например: что ребенок не учел при переходе проезжей части? В чем опасность сложившейся ситуации? Как найти выход из проблемной ситуации? Дети с помощью наводящих вопросов анализируют данную ситуацию и пытаются найти правильные ответы на вопросы.
На третьем этапе дети пытаются осознать поступок мальчика с учетом своих знаний и норм поведения. А также выбирают оптимальное решение выхода из сложившейся ситуации.
На четвертом этапе дети, с помощью педагога, приходят к выводу, что, переходить дорогу нужно только по пешеходному переходу.
Кейс-стади ситуация.
Использование с детьми дошкольного возраста проблемных ситуаций с дельнейшим их анализированием и поиском оптимальных вариантов выхода из них.
Пример.
Детям предлагается фото «Мальчик дерется с девочкой». Цель: обучить конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Текст: Во время игровой деятельности в детском саду, девочка взяла машинку поиграть. А ее хотел взять мальчик. На что он среагировал агрессивно и стал драться с девочкой. Правильно ли поступил мальчик? Как можно было решить проблему?
Примеры проблемных ситуаций могут быть разными, в зависимости от того, какой навык или знание вы хотите отработать у детей.
Метод «Инцидента» — это анализ инцидентов (лат. incident — случай, происшествие, чаще неприятного характера).
Основное отличие этого метода от «кейс-стади» в том, что его цель — поиск информации самим ребенком. Дети не получают подробной информации о ситуации, а лишь ее краткое описание. Например: какой- то неприятный инцидент в детском саду. Если произошел конфликт между двумя детьми, то необходимо:
— разобраться в сложившейся ситуации;
— сформулировать проблему;
— поиск решения проблемной ситуации;
— выяснить, вся ли информация известна об инциденте, что надо знать для принятия правильного решения.
У детей возникает необходимость поиска дополнительной информации. Основная цель метода «инцидента» – формирование или развитие у детей навыка сбора информации, принятия решения в условиях недостаточности информации, коммуникативных навыков.
Метод ситуационно-ролевых игр.
Цель – создание перед детьми реальной педагогической ситуации, а затем дать им возможность оценить поступки и реакцию в ней всех участников игры. Например: ребенок не хочет спать в детском саду в тихий час и мешает спать другим. Данную ситуацию можно инсценировать, а также посмотреть на реакцию и поведение одногруппников. А далее подробно обсудить и сделать правильные выводы.
Таким образом, использование ситуационно-ролевых игр на занятиях, позволяют решать следующие задачи:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие гибкости поведения путем примерения разных ролей;
- изучение моделей поведения, в разных ситуациях;
- развития умений конструктивно выходить из конфликтных ситуаций;
- развитие гибкости мышления.
Метод дискуссии.
Дискуссия — спор, обмен мнениями, обсуждение какого-либо вопроса.
Дискуссии бывают групповые и межгрупповые. При использовании с детьми дошкольного возраста данного метода можно также использовать фото. Например: продемонстрировать детям фото «Мытье рук». Обсудить ситуацию, когда ребенок не хочет мыть руки в детском саду. Под руководством педагога, каждый ребенок может выразить свое мнение относительно заданной ситуации и доказать его правильность.
Таким образом, применение кейс-технологий в работе с детьми дошкольного возраста, способствует достижению следующих целей:
— развитие коммуникативных навыков;
— умение уважать мнение других людей и учитывать их интересы;
— умение продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу;
— умение получать необходимую информацию;
— умение приходить к общему решению;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— умение конструктивно выходить из конфликтных ситуаций.