Внимание – это познавательный психический процесс, который характеризует процесс отбора важной для ребенка информации от неважной для него. Внимание бывает произвольное и непроизвольное. Произвольное внимание характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Для того, чтобы ребенок произвольно сосредоточился на объекте, необходима также его заинтересованность и умение себя организовать.
Непроизвольное внимание характеризуется отсутствием сознательного сосредоточения ребенка на объекте. Возникает при случайном появлении раздражителя, который кратковременно отвлекает ребенка.
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности.
Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения.
Устойчивость- умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой.
Переключаемость- осмысленное целенаправленное изменение направления внимания.
Распределение- способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах.
Внимание, достаточно важный психический процесс при обучении ребенка. Зачастую возникают проблемы с теми или иными его свойствами и возникает необходимость в его коррекции. Существует ряд игр и упражнений для развития процесса внимания.
Игра «Игра с флажками»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Возраст: с 4 лет.
Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.
Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора
Возраст: с 4 лет.
Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля» все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся считается проигравшим.
Игра «Добавь слово».
Цель: развитие внимания и памяти
Возраст: 4- 6 лет.
Первый называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д.
Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаем слов т.е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.
Игра «Запрещенные движения».
Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.
Возраст: с 4 лет.
Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает, что они должны повторять все движения, кроме одного. Как только рук ведущего опускаются вниз – все должны поднять руки вверх т.е. сделать наоборот.
Тот, кто ошибается, становится ведущим.
Игра «Будь внимателен к словам»
Цель: развитие устойчивости внимания
Возраст: с 5 лет
Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Педагог читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул, напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.
Игра «Слово заблудилось»
Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.
Возраст: с 5 лет.
Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.
На полу из плошки молоко пьет ложка.
На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.
Вкусная сварилась Маша. Где большая крошка наша.
На дворе большой мороз, отморозить можно хвост.
Испеки мне утюжок! – просит бабушку крючок.
Игра «Художник».
Цель: развитие наблюдательности, объема запоминания.
Возраст: с 5 лет.
Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.
Игра «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить».
Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.
Возраст: с 5 лет.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да — нет», «черное — белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки, играющие меняются местами.
Игра «Пишущая машинка».
Цель: развитие внимания
Возраст: с 6 лет.
Каждому играющему приписывается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух трех слов. По сигналу дети начинают печатать на машинке. Первая буква хлопает в ладоши, затем вторая. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.