Внимание – это познавательный психический процесс, который характеризует процесс отбора важной для ребенка информации от неважной для него. Внимание бывает произвольное и непроизвольное. Произвольное внимание характеризуется сознательным удержанием сосредоточенности на объекте. Для того, чтобы ребенок произвольно сосредоточился на объекте, необходима также его заинтересованность и умение себя организовать.

Непроизвольное внимание характеризуется отсутствием сознательного сосредоточения ребенка на объекте.  Возникает при случайном появлении раздражителя, который кратковременно отвлекает ребенка.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Концентрация – это намеренное сосредоточение на объекте деятельности.

Объем – это количество объектов, которые сознание может держать одновременно в поле своего зрения.

Устойчивость- умение длительно сохранять внимание на одном объекте и не переключаться на другой.

Переключаемость­- осмысленное целенаправленное изменение направления внимания.

Распределение- способность сознания одновременно концентрировать внимание на нескольких объектах.

Внимание, достаточно важный психический процесс при обучении ребенка. Зачастую возникают проблемы с теми или иными его свойствами и возникает необходимость в его коррекции. Существует ряд игр и упражнений для развития процесса внимания.

Игра «Игра с флажками»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Возраст: с 4 лет.

Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.

Игра «Четыре стихии»

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора

Возраст: с 4 лет.

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля» все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибся считается проигравшим.

Игра «Добавь слово».

Цель: развитие внимания и памяти

Возраст: 4- 6 лет.

Первый называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т.д.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаем слов т.е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.

Игра «Запрещенные движения».

Цель: развитие внимания, преодоление двигательного автоматизма.

Возраст: с 4 лет.

Участники игры располагаются в кругу.  Ведущий сообщает, что они должны повторять все движения, кроме одного. Как только рук ведущего опускаются вниз – все должны поднять руки вверх т.е. сделать наоборот.

Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Игра «Будь внимателен к словам»

Цель: развитие устойчивости внимания

Возраст: с 5 лет

Ставятся стулья в два ряда с небольшим расстоянием. На один ряд садятся дети, они получают картинки с изображениями дома, машины, собаки, цветка. Педагог читает или рассказывает историю. Если в тексте встречается слово, обозначающее картинку, ребенок должен встать и быстро пересесть на стул, напротив. Выигрывают дети, которые ни разу не пропустили свое слово.

Игра «Слово заблудилось»

Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый произносит рифмованные и нерифмованные фразы. Дети слушают и подсказывают нужное слово.

На полу из плошки молоко пьет ложка.

На поляне у дубочка собрала кусочки дочка.

Вкусная сварилась Маша. Где большая крошка наша.

На дворе большой мороз, отморозить можно хвост.

Испеки мне утюжок! – просит бабушку крючок.

Игра «Художник».

Цель: развитие наблюдательности, объема запоминания.

Возраст: с 5 лет.

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого он будет рисовать, потом отворачивается и дает словесный портрет.

 Игра «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить».

Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.

Возраст: с 5 лет.

Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да — нет», «черное — белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки, играющие меняются местами.

Игра «Пишущая машинка».

Цель: развитие внимания

Возраст: с 6 лет.

Каждому играющему приписывается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух трех слов. По сигналу дети начинают печатать на машинке. Первая буква хлопает в ладоши, затем вторая. Когда слово напечатано, все дети хлопают в ладоши.