Темперамент – это совокупность устойчивых, индивидуальных, психических свойств человека, обуславливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения. Учет особенностей темперамента ребенка дошкольного возраста значительно повышает эффективность воспитательных воздействий родителей. Следует рассмотреть основные особенности всех типов темперамента и их учет в воспитании.
Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, является игра. И уже в игровых действиях заметны различия детей с разными типами темперамента. В коллективных видах деятельности эти отличия особенно заметны. Также их можно наблюдать и в бытовых делах, в обучении, в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Например: один ребенок за пол часа может выполнить много дел, а другой едва успеет сделать одно, один ребенок спокойно среагирует на ваше замечание, а другой будет длительно плакать. Данные нюансы ликвидировать полностью невозможно, так как темперамент является врожденной особенностью, его черты можно лишь скорректировать в процессе воспитания.
Педагоги-психологи условно делят детей на 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Сейчас рассмотрим основные характеристики каждого типа темперамента и способы их корректировки в воспитательном процессе. Также стоит отметить, что «чистые» типы темперамента встречаются крайне редко. Как правило, в ребенке преобладают черты одного типа темперамента, сочетающиеся с признаками других, что, в свою очередь, определяет его индивидуальный стиль поведения.
Ребенок-сангвиник— активный, жизнерадостный, коммуникативный, открытый, не обидчивый. Обычно ребенок данного темперамента пребывает в хорошем настроении, умеет контролировать свои эмоции. В обучении любознателен, готов к новым знаниям и умениям. Хороший приспособленец. Легко идет на контакт с новыми людьми и быстро привыкает к новой обстановке. У него нет лучших друзей, так как он легко дружит со всеми. Недостатком данного темперамента является то, что ребенок, в силу своей активности, часто не доводит начатое до конца и бросает на пол пути. Также он порой может не вникать в суть дела и быть поверхностным, небрежным. В будущем это может сказаться на успеваемости ребенка в школе. В воспитательных моментах стоит развивать последовательность и постоянство в деятельности. Не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене занятий.  Конструирование, пазлы, рукоделие, аппликации и другие игры, требующие внимания и сосредоточенности, помогут развить собранность и аккуратность.
Рекомендации по воспитанию:

  • необходимо проявлять требовательность и строгость к ребенку данного типа темперамента, чтобы сформировать обязательность и умение доводить начатое дело до конца;
  • следует организовывать ребенка-сангвиника, в том числе и в бытовых условиях (уборка игрушек, вещей и т.д.);
  • следите также за качеством выполнения заданных вами дел, чтобы скорректировать небрежное их выполнение. Обязательно поощряйте качественное выполнение заданий;
  • организуйте режим дня ребенка. Это способствует развитию самоконтроля и ответственности;
  • формируйте отзывчивое и доброе отношение к сверстникам, с целью формирования положительных взаимоотношений с ними.

Ребенок — холерик — это самый эмоциональный тип темперамента. Такие дети эмоционально нестабильны, вспыльчивы, неуравновешены. Часто они не выполняют правил и требований, бунтуют против них. В детском коллективе они лидеры, так как чрезмерно активны, являются генераторами идей, а также любят внимание со стороны окружающих. Они предпочитают подвижные игры. Во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, чрезвычайно обидчивы, могут легко поссориться. Холерик не способен долго ждать, не любит медленную и кропотливую деятельность, подвержен резким сменам настроения. Если дать задание ребенку-холерику, то он сразу бросится его выполнять, недослушав инструкцию до конца, следовательно, наделает множество ошибок и неточностей. Холерикам подходят подвижные виды спорта, которые будут способствовать снятию психоэмоционального напряжения, а также дадут возможность быть лидером и самореализоваться. С целю развития регуляторных компонентов деятельности, старайтесь вовлечь ребенка в спокойные и кропотливые виды деятельности (конструирование, рисование, ручной труд, рукоделие). Обязательно хвалите ребенка за попытки быть внимательным, сосредоточенным, усидчивым. Следите, чтобы ребенок обязательно доводил начатое дело до конца.
Рекомендации по воспитанию:

  • общение с холериком должно быть спокойным. Не стоит чрезмерно уговаривать и убеждать его. Указывать на его недостатки стоит очень мягко и корректно, чтобы не спровоцировать негативную реакцию;
  • в бытовых моментах следует учитывать чрезмерную активность ребенка. Не стоит перевозбуждать его нервную систему активными играми, особенно перед сном. Четко следуйте режиму дня. Только спокойные занятия и игры;
  • развивайте самоконтроль ребенка с помощью игр и занятий, требующих внимания и сосредоточенности (настольные игры, игры по правилам, лепка, рисование и конструирование);
  • при командных играх развивайте умение управлять своим поведением и соблюдать правила игры, а также уважать мнение и интересы других детей;
  • развивайте коммуникативные навыки общения ребенка-холерика. Ознакомьте с основными правилами: просить, а не требовать, говорить спокойно, а не кричать, слушать внимательно, а не перебивать;
  • Никогда не ругайте его при посторонних и не ставьте никого ему в пример.

Ребенок-флегматик отличается устойчивостью эмоционально-волевой сферы, медлительностью, терпеливостью. Предпочитает спокойные игры, не любит шум, крики, суету. Долго осваивает правила игры, но затем редко допускает ошибки. Дружит с узким кругом сверстников, достаточно избирателен в выборе друзей. Не обидчив, но если это все-таки это случается, то он может навсегда прекратить всяческие отношения с обидчиком. Не является инициатором знакомств и игр, не стремится к лидерству. Не любит принимать решения, долго раздумывает. Общается ребенок-флегматик медленно, без эмоционально, речь лишена мимики, жестов. На занятиях он усидчив, внимателен, рассудителен, спокоен. Достаточно медленно осваивает новые знания, но зато они надолго остаются в его памяти. Может продуктивно и сосредоточенно работать, даже в шумной обстановке.  Внешнее спокойствие флегматика, зачастую бывает обманчиво. Даже если ребенка что-то беспокоит, вы не всегда сможете узнать об этом, так как он эмоционально скрытен. Он всегда отличается аккуратностью и его игрушки, и личные вещи находятся в полном порядке.
Рекомендации по воспитанию:

  • старайтесь побуждать активность ребенка (подвижные игры, бег, соревнования);
  • с целью развития коммуникативных навыков, привлекайте ребенка к коллективной работе и играм;
  • хвалите малыша за быстро выполненную работу;
  • никогда не общайтесь с ребенком в резкой и агрессивной форме, не торопите его, не ругайте за медлительность, не допускайте угроз. Данное ваше поведение только спровоцирует замкнутость ребенка;
  • заранее сообщайте ребенку о смене деятельности, так как ему требуется время на переключение внимания;
  • развивайте творческое мышление флегматика рисованием, музыкой, аппликацией и другими креативными видами деятельности.
  • в занятиях спортом, нужно учитывать особенности темперамента и отдавать предпочтение тем видам спорта, которые не требуют быстрой реакции.

Ребенок-меланхолик – ранимый и замкнутый, боится незнакомой обстановки и людей, шумных компаний. Эти дети неуверенные в себе, застенчивы, робки. Они очень чувствительны, обидчивы. Неудачи выводят ребенка из равновесия. Но в знакомой, домашней обстановке они чувствуют себя комфортно и уверенно. Дети данного темперамента, совершенно не стремятся к лидерству и принятию решений, а также не владеют организаторскими способностями. Не стремятся к знакомствам и общению со сверстниками, им всегда проще, если инициатором знакомства будет другой ребенок. Они в значительной мере нуждаются в поддержке и одобрению близких людей. Речь меланхолика неуверенная и тихая. Они практически никогда не спорят с людьми. Дети- меланхолики утомляемы, при возникновении неудач и препятствий, быстро опускают руки. В некоторых моментах ребенок данного темперамента, ведет себя как взрослый: он рассудителен, аккуратен, не делает скоропалительных выводов и необдуманных действий. Он часто мечтает и размышляет в уединении, тем самым восстанавливая силы. Легко переносят одиночество. Ребенку- меланхолику с трудом дается общение с большим количеством людей и коллективные игры, задания.
Рекомендации по воспитанию:

  • следует постепенно и ненавязчиво расширять круг знакомств ребенка, тем самым приучая его к новым людям и вещам;
  • категорически нельзя агрессивно ругать ребенка, повышать на него голос, обсуждать его в присутствии других людей, а также упоминать о его недостатках. Данное ваше поведение глубоко его ранит;  
  • чаще хвалить малыша, вселяя в него уверенность в себе;
  • развивайте коммуникативные навыки ребенка, обучите основным правилам общения, это облегчит момент знакомства с новыми людьми;
  • подробно объясните ребенку, что все люди могут ошибаться и в этом нет ничего плохого. Приведите пример собственных ошибок, это успокоит малыша. 

Родителю важно знать темперамент своего ребенка и его особенности. Учитывая их в воспитательных моментах, вы сможете развить сильные и скорректировать слабые стороны вашего ребенка, тем самым сформировать зрелую, всесторонне развитую личность.