Поступление в школу – всегда очень важный момент жизни как для самого ребенка, так и для его родителей. Но, к сожалению, довольно часто бывает, что далеко не все дети подготовлены к успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития. Также очень важно, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношения к обучению, способность к саморегуляции собственного поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно – двигательная координация. Следовательно, понятие «готовность ребенка к школе» — комплексное, и охватывающее все стороны жизни ребенка.
Выделяют три основные компонента, по которым нужно вести подготовку к школе:
1. Во первых, это общее развитие. Здесь нас интересует уровень развития памяти, внимания и особенно интеллекта, имеющийся у него запас знаний, представлений и умений.
2. Во вторых, это воспитание у ребенка умения регулировать свое поведение. Важную роль имеет сформированность произвольного внимания. Если это умение сформировано недостаточно к поступлению в школу, то ребенку будет сложно усваивать школьный материал.
3. В третьих, формирование здоровой мотивации, побуждающей к учению. Речь идет не только о желании ходить в школу, но и, действительно, любить учиться и получать знания.
Можно выделить основные аспекты школьной зрелости: физическую, интеллектуальную, эмоционально – волевую, личностную и социально – психологическую.
Физическая готовность –показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6 – 7 летнего возраста. Состояние нервной системы: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Интеллектуальная готовность включает в себя не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Личностная и социально – психологическая готовность – включает в себя сформированную социальную позицию школьника; умение правильно общаться с учителями, сверстниками и взрослыми людьми.
Эмоционально–волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, т.е. у ребенка формируется произвольность психических процессов.
Заканчивая нашу тему, хочется дать некоторые рекомендации родителям будущих первоклассников, которые помогут им в подготовке ребенка к школе:
— развивайте мелкую моторику руки, играя с пластилином, бусинами, мозаикой;
— раскрашивайте картинки, вырезайте фигурки ножницами.
— расширяйте кругозор ребенка, читая ему книги, обсуждайте вместе прочитанное, просите ребенка пересказывать то, что прочитали. Формируйте познавательный интерес ребенка к окружающему миру и природным явлениям.
— Формируйте у ребенка правильное представление о школе, режимных момента и правилах. Пробуждайте желание ребенка идти в школу.
— Учите ребенка ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
— Развивайте умения общаться со сверстниками (разыгрывайте разные ситуации знакомства со сверстниками или выхода из конфликтных ситуаций).
— Формируйте сознательность ребенка. Настраивайте его на то, что он стал взрослым человеком. Наделите его определенными обязанностями по дому.
— Интересуйтесь его мнением по разным вопросам, обсуждайте различные жизненные ситуации.
— Поощряйте любопытство ребенка. Подробно отвечайте на все его вопросы.
— Старайтесь всегда объяснять причины своих требований, запретов и поощрений по отношению к ребенку.