Коммуникативные навыки играют значительную роль в развитии и формировании личности ребенка дошкольного возраста. Ребенок растет и развивается в социуме, и именно коммуникативные навыки позволяют ему адаптироваться и полноценно жить в обществе. Общение — это первый вид социальной активности ребенка, необходимый ему для получения информации об окружающем его мире. Первый опыт общения ребенок получает в семье, учится обращаться за помощью, сообщает о своих переживаниях. Далее круг общения у ребенка увеличивается и возникает необходимость выстраивания новых взаимоотношений.
Ребенок, не умеющий выстраивать общение с людьми, не может чувствовать себя уверенно и комфортно в жизни. Если вы заметили у своего малыша трудности при общении с другими детьми и взрослыми, то необходимо оказать ему соответствующую помощь. Коммуникативные способности ребенка необходимо развивать: вступать и организовывать общение, учить культуре общения, умению прислушиваться к мнению и чувствам других людей.
Коммуникативные способности включают в себя:
-желание вступать в контакт;
— умение организовать общение;
— знание норм и правил общения.
Отличным способом развития  навыков общения ребенка-дошкольника является игра. Отметим основные игры, которые можно использовать для развития коммуникативных навыков.
1. Игры-драматизации. Они идеально подходят для формирования и развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Устраивайте дома театрализованные представления и мини-спектакли. Занятия такого рода способны раскрепостить даже самого замкнутого и не уверенного в себе малыша. В самом начале подобных занятий ребенок может быть лишь наблюдателем, но постепенно станет уверенным актером. В дальнейшем такие занятия проводите в группе детей. Данные мероприятия будут интереснее и эффективнее для ребенка.
2. Ролевые игры. Такие игры являются эффективным способом развития умения общаться. Ролевые игры имеют сюжет и ребенок может «примерить» на себя различные роли. Во время игры, ребенок учится выстраивать диалог с другими людьми, проявлять инициативу в общении, а также оценивает свое поведение и поведение других детей. Отличными примерами ролевых игр для детей дошкольного возраста являются: «Дочки-матери», «Магазин», «Больница».
3. Игры по правилам. Эти игры учат детей взаимодействовать друг с другом, соблюдая всевозможные условия: очередность хода, игровые правила, нормы поведения во время игры. Данные виды игр отлично корректируют эмоционально-волевые нарушения ребенка (агрессия), а также развивают регуляторный компонент деятельности (самоконтроль).
4. Пластические этюды. Тревожные и замкнутые дети, часто бывают скованы и зажаты в движениях. В данном случае эффективны упражнения на развитие жестикуляции и мимики. Попросите ребенка изобразить лягушку, медвежонка, попросив малыша угадать загаданное животное, потом следует меняться местами. Также не будет лишним использование упражнений на снятие психоэмоционального напряжения.
Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков у ребенка дошкольного возраста:
-«Котенок потерялся»- взрослый рассказывает ребенку историю про потерявшегося на улице котенка, а затем ребенок изображает весь сюжет происходящего.  Необходимо обратить внимание ребенка на состояние мышц котенка и его зажатость в начале ситуации, когда он только потерялся. В самом начале, мышцы котенка напряжены, так как он напуган и свернулся в клубок. Затем попытайтесь расслабить мышцы и выйти из состояния зажатости. Данное упражнение помогает научить ребенка контролировать свой мышечный корсет, стимулирует активность и развивает навык совместных действий со взрослым.
-Игры и упражнения, направленные на развитие навыков невербальной коммуникации: языка жестов, мимики, пантомимики. Это такие игры, как «Через стекло», «Иностранец», «Угадай-ка», «Испорченный телефон».
«Иностранец». Объясните ребенку, что в этой игре он иностранец и не понимает языка окружающих, а они, в свою очередь, не понимают его. Вы зададите ребенку какое-либо слово или фразу и он должен донести ее смысл окружающим без слов, только с помощью жестовой речи.
Данные упражнения показывают ребенку важность жестовой речи, развивают уверенность в себе и умение взаимодействовать с окружающими.
-Игры и упражнения, направленные на знакомство ребенка с эмоциями. Данные упражнения помогают ребенку осознавать свои эмоции, адекватно их выражать и контролировать. На развитие эмоциональной сферы можно использовать такие игры как «Мимическая гимнастика», «Настроение», «Музыка и эмоции».
-Игры, направленные на развитие совместной деятельности ребенка, его социализации, понимания чувств и особенностей других людей, формирования толерантного отношения к другим людям. К таким играм относятся: «Коллективный рисунок», «Бюро находок», и т. д.
Рекомендации для родителей по формированию коммуникативных навыков у ребенка.
1. Чтобы ребенок чувствовал себя уверенным в общении с другими людьми, старайтесь принимать его таким, какой        он есть, поддерживайте в любых начинаниях и чаще хвалите. Чаще употребляйте такие выражения как: «Ты самый любимый», «Я тебя люблю тебя», «Ты мое счастье».
2. Помните, что адекватная самооценка ребенка способствует развитию коммуникативных навыков и уверенному общению с окружающими. Все ваши слова, жесты, мимика способствует формированию самооценки ребенка. Стремитесь создать у вашего ребенка адекватную самооценку, подкрепляя это словами: «Та молодец!», «У тебя все получится».
 3. Во время общения с ребенком, убедитесь, что он вас слышит и настроен на восприятие информации. Посмотрите ребенку в глаза, присядьте на корточки.
4. В общении с ребенком уделяйте большое значение невербальному общению. Роль невербального общения очень велика в развитии коммуникативных навыков.
 5. В общении с ребенком показывайте заинтересованность. Используйте метод активного слушания, задавайте уточняющие вопросы, стремитесь понять своего малыша.
6. Не говорите с ребенком, когда вы на него обижены и злы. Многие вещи, сказанные сгоряча, которые вы даже не желали говорить, могут остаться в памяти ребенка надолго и в дальнейшем отразиться на их поведении.
7. В общении с ребенком, показывайте значимость его мнения. Советуйтесь с ребенком по поводу решения какой-либо проблемы, уважайте его выбор.
8.Отрабатывайте с ребенком навыки общения в игровой форме, прорабатывайте конкретные ситуации (умение познакомиться, задать вопрос, поздороваться, попрощаться и т.д.).
9. Старайтесь не проявлять пренебрежительного отношения к ребенку. Всегда будьте готовы к общению с ним и проявляйте заинтересованность его проблемами и интересами. Не используйте фразы: «Я сейчас занят (а)», «Сколько раз я тебе говорила!», «Вечно ты во все лезешь», «Что бы ты без меня делал».
10. Развивайте коммуникативные умения ваших детей:
— развивайте умение внимательно слушать, не перебивать собеседника, уважать чужое мнение;
— научите ребенка пользоваться формулировками вежливого общения ( здравствуйте, спасибо, добрый день, извините);
-для развития альтернативных средств коммуникации (жесты, мимика) предложите ребенку игры: «Через стекло», «Иностранец», «Расскажи стихи руками;
-для развития умения понимать настроение и чувства другого человека, предложите ребенку понаблюдать за кем-либо из родственников и в дальнейшем обсудить его настроение. Умение чувствовать другого человека, помогает сделать общение более конструктивным.