Цель: определение эмоционального состояния ребенка, наличия агрессивности, ее направления и интенсивности.
Графическая методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше трех лет.
При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги стандарт-ного размера и простой карандаш. Возможно и использование восьми-цветных карандашей «люшеровских» цветов. В этом случае при интерпре-тации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе белой бумаги нарисуй кактус такой, какой ты себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов во внимание принимаются указанные выше данные, которые свойственны всем графическим методам. В этой методике также учитываются специфические показатели — такие, как характеристики иголок (размер, расположение, количество).
В рисунке могут проявиться следующие качества ребенка:
Агрессия — наличие сильно торчащих иголок. Длинные, близко расположенные друг от друга иглы показывают высокую степень агрессивности.
Импульсивность — отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, центр листа.
Не уверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположе-ние внизу листа.
Демонстративность, открытость — наличие выступающих отрост-ков в кактусе, вычурность форм.
Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм — использование ярких цветов, «радостные «кактусы».
Тревога — использование темных цветов (вариант с цветными каран-дашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.
Экстравертированность — наличие на рисунке других кактусов или цветов.
Интравертированность — на рисунке изображен один кактус.
Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного рас-тения.
Отсутствие стремления к домашней защите, наличие чувства одино-чества — дикорастущие, «пустынные» кактусы.
Еще раз хочется обратить внимание на осторожность в вы¬водах по-сле обработки данного теста. Ведь кроме учета изобра¬зительных навыков, детских стереотипов, возрастных особен¬ностей, на образ рисунка может повлиять ситуация, например, наличие дома кактуса определенной формы, недавно прочитан¬ная книга о кактусах пустыни и прочее. Не забывайте, что этот тест, как и другие графические методики, эффективен только в комплексе с основными, классическими методами.
Графические методики применяются в комплексе с классическими те-стами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др). Комплексное применение позволяет заинтересовать испытуемого и настроить его на совместную работу (мотивационная помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь), подтвердить данные других тестов (уточняющая помощь).