Скорость современной жизни неуклонно растет и требует от педагогов повышенной стрессоустойчивости, стремления к самообразованию и владения современными подходами в работе с детьми. Но, в свою очередь, столь быстрый темп приводит к истощению нервной системы и «синдрому эмоционального выгорания». Подобная проблема является достаточно распространенной среди педагогов в современном мире. Согласно исследованиям Н.А. Аминовой, Л.Г. Федоренко (2003г.) доказано, что через 20 лет педагогического стажа у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание», а к 40 годам «сгорают» все педагоги. Если вы находитесь в ситуации постоянного стресса, подавленности и совсем не хочется идти на работу, возможно, вы находитесь в состоянии «эмоционального выгорания». Что же такое синдром «эмоционального выгорания» и как его избежать?
Синдром эмоционального выгорания  – это состояние эмоционального, умственного и физического истощения, вызванное хроническим  стрессом.  Эмоциональному выгоранию, в большей мере, подвержены люди, профессии которых связаны с общением: врачи, педагоги, психологи, социальные работники и т.д.
Физические признаки эмоционального выгорания: усталость, истощение, головокружение, изменение веса, снижение иммунитета, плохое самочувствие, дрожь, проблемы с аппетитом и сном, болезни сердечно-сосудистой системы, частые головные боли.
Эмоциональные признаки выгорания: неуверенность в себе, безразличие к другим людям, чувство беспомощности, эмоциональное истощение, отрешенность, чувство одиночества, депрессия, неудовлетворенность своей профессиональной подготовкой.
Поведенческие признаки эмоционального выгорания: уход от ответственности, повышение импульсивности, социальная самоизоляция, снижение производительности труда, снятие напряжения с помощью алкоголя, пищи, табака.
Зачастую «синдром эмоционального выгорания» путают со схожими заболеваниями, такими как депрессия, синдром хронического стресса и усталости. В данной ситуации необходимо проконсультироваться с врачом, либо осуществить диагностику с помощью Методики оценки эмоционального выгорания педагогов.
Эмоциональное выгорание не наступает внезапно, а, как правило, проявляется постепенно. Признаки, которые, появляются на ранних, этапах становятся все более выраженными. Согласно исследованиям можно выделить три основные стадии «эмоционального выгорания».
Первая стадия
Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме: забывание каких-либо моментов, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий, снижение внимания и т.д. Как правило, на данные проявления человек не обращает внимание. В зависимости от характера деятельности, уровня нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет.
На второй стадии
У педагога проявляется снижение интереса к работе, потребности в общении; появляется апатия, головные боли, повышенная раздражительность. Проявление симптомов носит более регулярный и затяжной характер, трудно поддается коррекции. Педагог чувствует себя усталым, даже после отдыха, ему сложно восстановиться. Время формирования данной стадии в среднем 5-15 лет.
Третья стадия
У педагога появляются хронические признаки и симптомы. Наблюдается полная потеря интереса к работе и личной жизни, эмоциональное безразличие, хроническая усталость. Наблюдаются снижение высших психических функций (внимание, память, мыслительные операции), нарушения сна.  Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств. Стадия может формироваться 10-20 лет.
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания.

  1. Определите для себя главные цели в жизни, и в работе.  Сосредоточьте усилия на их достижении. Не пытайтесь объять необъятное и все успеть.
  2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и     оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
  3. Откажитесь от стремления к идеалу. Совершенство не всегда достижимо, а если даже достижимо, то не любой ценой.
  4. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Расставляйте приоритеты.
  5. Делайте для себя регулярные перерывы в течении рабочего дня. Приведите в порядок мысли, не думайте о работе, уберите ноутбук.
  6. Найдите ресурсы для восстановления. Вы всегда поддерживали своих близких, теперь пусть они поддержат вас. Обсудите с ними свои проблемы.
  7. Отвлекитесь от рабочих трудностей, наполните жизнь новыми впечатлениями: сходите в театр, кино, съездите на природу.
  8. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – сходите в спортивный зал.

Техники, снижающие напряжение.
Упражнение «Разгладим море». Представьте себе какую-то конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях появляется дискомфорт (давление, сжатие, жжение, пульсация). Закройте глаза. Посмотрите внутренним взором в область грудины и представьте бушующее «огненное море» эмоций. Теперь визуально рукой разгладьте это море до ровного зеркала. Что вы теперь чувствуете? Попробуйте еще раз.
Техника переработки информации. У всех у нас общая проблема – мы тонем в океане информации. А она с каждым часом всё прибывает и прибывает. Хороший способ разобраться, что к чему – представить себе свой дом. И в буквальном смысле «разложить по полочкам» (шкафчикам, коробочкам и тумбочкам) все сведения, накопившиеся в голове за долгий рабочий день. Кому-то удобнее представить родную улицу или переулок и распределять информацию по находящимся там домам. При этом на каждую тумбочку (дом) мысленно нужно приклеить яркий плакат, сообщающий, что именно там лежит. Сначала потренироваться с запасами «старой» информации, постепенно добавляя новую.
Упражнение «Чувствую себя хорошо». Назовите (или мысленно представьте) пять ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую себя хорошо». Воспроизведите их в своем воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надежное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете… нарисуйте это место и назовите эти ощущения.
Упражнение «Мусорное ведро». Представьте мусорное ведро. Что для вас символизирует мусорное ведро. У вас есть возможность выбросить что-то из своей жизни за полной ненадобностью. Это может быть человек, какой-нибудь предмет, место или чувство. Представьте себе как будто что- то падает с руки в мусорное ведро.
Техника расслабления.
1. Попытайтесь сконцентрировать свое внимание на неестественно напряженной группе мышц, стиснутых зубах, сильно наморщенном лбе и т.п.
2. Далее постарайтесь еще сильнее напрячь эти мышцы (сильнее стисните зубы, наморщите лоб и т.д.)
3. Затем начинайте медленно снимать напряжение. Почувствуйте, как расслабляются ваши мышцы, вплоть до полного расслабления. Получайте от этого удовольствие.