Умственная отсталость — врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации. Проявляется в первую очередь снижением внимания, памяти, мышления, а также изменениями в эмоциональной сфере, речевой и двигательной.
Интеллектуальная недостаточность может быть обусловлена разными причинами. По этиологии их можно разделить на две группы:

  • эндогенная (обусловленная генетическими факторами;
  • экзогенная (обусловленная внешними факторами: травмами, заболеваниями и т.д.).

Степень интеллектуальной недостаточности по выраженности дефицита подразделяется:
— Легкая умственная отсталость (F 70). Уровень интеллекта  у лиц с легкой умственной отсталостью  находится в рамках 50-69. Дети данной категории способны использовать речь в повседневной жизни,  обслуживать себя, способны к практической и трудовой деятельности.  Основные затруднения дети данной категории испытывают при обучении.
— Умеренная умственная отсталость (F 71). Уровень интеллекта  у лиц с умеренной умственной отсталостью  находится в рамках 35-49. Особенности данной категории детей носят более выраженный характер, чем у предыдущей. Ограничения в обучении значительные, но некоторые дети способны осваивать навыки, необходимые для чтения и письма. Определенная часть детей данной категории, не способна обслуживать себя в полном объеме и нуждается в присмотре и уходе на протяжении всей жизни. В зрелом возрасте они способны на освоение трудовой деятельности при тщательном ее планировании со стороны окружающих. Но к полностью самостоятельному проживанию практически не способны. Уровень развития речи у детей данной категории может значительно отличаться: некоторые способны принимать участие в простых беседах, другие только выражать свои потребности, следующие никогда не используют речь, хотя понимают простые инструкции.
— Тяжелая умственная отсталость (F 72). Уровень интеллекта  у лиц с легкой умственной отсталостью  находится в рамках 20-34. По клиническим проявлениям, органической этиологии и сопутствующим расстройствам эта категория во многом сходна с предыдущей. У большинства детей имеют место двигательные и другие сопутствующие нарушения.
— Глубокая умственная отсталость (F 73). Уровень интеллекта  у лиц с легкой умственной отсталостью  ниже 20. Дети данной категории значительно ограничены в понимании и выполнении требований и инструкций. Также ограничены в подвижности, коммуникации и страдают энурезом и энкопрезом, не способны себя обслуживать и нуждаются в постороннем уходе и надзоре всю жизнь.
— Другая умственная отсталость (F78). Данное заключение выставляется в тех случаях, когда диагностика интеллекта затруднена посредством стандартных диагностических процедур в силу сопутствующих осложнений (глухота, слепота и т.д.).
— Неуточненная умственная отсталость (F 79). Данное заключение выставляется, когда нет достаточной информации о принадлежности ребенка к одной из вышеперечисленных категории.
Наиболее эффективные методы и приемы в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью:
Игры с крупой.
Аппликация из зерен.
Творческая деятельность способствует расширению знаний об окружающем мире, о формах, величине,  цвете и положении предметов. На занятиях по аппликации важно обращать внимание ребенка на оттенки цвета, изменчивости форм и их расположение. Дети также узнают разные материалы и их свойства. Эти занятия способствуют умственному развитию ребенка, формируют знания цветов и форм, а также развивают целеустремленность и саморегуляцию.
Попадание зерна в узкое отверстие.
Педагог может использовать бутылки, трубочки, макаронины и т.д. Данные упражнения способствуют развитию мелкой моторики ребенка.
Сортировка различных круп.
Данное упражнение развивает не только мелкую моторику ребенка, но также и регуляторный компонент деятельности, самоконтроль.
Рисование манкой.
Способствует развитию мелкой моторики, воображения, также можно использовать при изучении фигур (прорисовывать).
Игровые технологии.
«Игровой стретчинг» (А.И. Константинова).
Методы:
— аналогии с животным и растительным миром (подражание голосу, двигательная имитация животного или растения);
— театрализация. Педагог придумывает сценарий, выдает атрибуты и разыгрывается сцена (например: поход в зоопарк, в гости к ежику и т.д.). В данной ситуации могут отрабатываться различные социальные ситуации и ориентирование ребенка в них.
Игры, способствующие сенсорному развитию.
Украшение рисунков пуговицами, бусами и т.д. Данные упражнения готовят руку к письму, развивают моторику, воображение, высшие психические функции, самоконтроля.
Шнуровка, игры с прищепками.
Способствует развитию мелкой моторики, повышению тонуса руки, точности координации.
Нетрадиционные методы рисования.
Рисование пальчиками, ладошками, оттиск с мятой бумагой, губкой, рисование воском, ниткой, скатывание бумаги.
Также при обучении дошкольников с интеллектуальной недостаточностью следует обратить внимание на раздел «Здоровье».
Занятия в рамках данного раздела, направлены на усвоение знаний о культурно-гигиенических и социально-бытовых навыков, а также на сохранение и укрепления здоровья. Для формирования данных навыков используют упражнения: «Покажи часть тела…» (где нос, рот, ухо? и т.д.). Необходимо также познакомить детей с произведениями: «Маша-растеряша», «Федорино горе» и т.д. А также проигрывайте на занятиях стихи и потешки.
Также на занятиях следует закреплять знания детей о мерах безопасности. Используйте сюжетно-ролевые игры: «В детском саду и дома», «В лесу» и т.д. Проводите беседы об умении дружить, о режимных моментах, о правилах поведения в детском саду. В подготовительном возрасте можно знакомить детей с полезными и вредными продуктами и правилами здорового питания.
Важно, чтобы ребенок усвоил правила ухода за собой (чистка зубов, мытье рук и ног, уход за одеждой), а также овладел способами укрепления здоровья и стал самостоятельным.