Данная методика ориентирована на изучение особенностей родительской позиции – матери или отца – по отношению к конкретному ребёнку.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.
Опросник включает пять шкал.
«Принятие-отвержение» — отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, каков он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.
«Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
«Симбиоз» — отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком, т.е. родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономатизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребёнку самостоятельности никогда.
«Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
«Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника
- Я всегда сочувствую своему ребёнку.
- Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.
- Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется что, поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных и жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьётся в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме призрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немножко не зрелый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально – чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
- Я принимаю участие в своём ребёнке.
- К моему ребёнку «липнет» всё дурное.
- мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
- Я жалею своего ребёнка.
- Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу с ребёнком все своё свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
- Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать от него.
- Я стараюсь выполнить все просьбы моего ребёнка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.
- В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребёнком.
- Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
- Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
- Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
- Самое главное – чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
- Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребёнка.
- Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребёнка.
- Мой ребёнок часто раздражает меня.
- Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребёнку.
- За строгое воспитание дети благодарят потом.
- Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.
- В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребёнка.
- Мой ребёнок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.
- Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
- Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю это от него.
- Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику:
1-я шкала. «Принятие-отвержение»:
«Да» — 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60;
«Нет» — 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53, 56.
Баллы за положительные и отрицательные ответы суммируют.
По остальным шкалам учитывают только положительные ответы.
2-я шкала. «Кооперация»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
3-я шкала. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4-я шкала. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5-я шкала. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчёта тестовых баллов
При подсчёте тестовых баллов по всем шкалам учитывают ответы, совпадающие с ключом.
Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
1 – отвержение,
2 – социальная желательность,
3 – симбиоз,
4 – гиперсоциализация,
5 – инфантилизация.
Есть основания считать, что идеальным для первой шкалы является ранг, соответствующий 7 баллам, для второй – 9, третьей – 3, четвёртой – 2, пятой – 0.