Первый год обучения в школе – особенно важный и, одновременно, сложный период для каждого ребенка. Происходят значительные изменения в режимных моментах, в системе межличностных взаимоотношений, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные школьные будни. Которые требуют от ребенка активной работы на уроке, напряженного умственного труда, активизации внимания и ответственности. Для некоторых школьников это становится сложной и требующей больших усилий задачей.  От новых требований к ребенку, у него может появиться усталость, головные боли, раздражительность и плаксивость. Зачастую это может привести к отрицательному отношению к школе, сверстникам и учителю. Что крайне нежелательно.  Перед родителями остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья адаптироваться к школьным требованиям, к новому ритму жизни, и безболезненно перейти от игрового вида деятельности к учебному.

Как помочь ребенку?

  1. Начинайте готовить ребенка к школе еще в детском саду. Заранее сходите в школу и обсудите тонкости учебного процесса. Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения. Сделайте так, чтобы 1 сентября он пришел в знакомую обстановку, с положительным настроем.
  2. Некоторые первоклассники берут в школу игрушки. Не стоит этому препятствовать. Так они чувствуют себя защищенными, более уверенными. Необходимо лишь объяснить ребенку, что играть игрушками можно только на перемене.
  3. Проявляйте интерес к школьным делам ребенка. Каждый день интересуйтесь, что интересного произошло в школе и с какими трудностями он столкнулся.
  4. Адекватная самооценка ребенка заметно улучшит адаптацию к школе. В этот важный период необходимо поддержать первоклассника, помочь поверить ему в собственные силы.
  5. Никогда не критикуйте учебные способности ребенка. Критика только усилит возникшие проблемы. Поддержите ребенка и помогите ему с выполнением домашнего задания.
  6. Не игнорируйте проблемы, которые не решились еще с детского сада. Если у ребенка проблемы с речью, необходимо решить их еще до начала учебного процесса или не оттягивать их решение.
  7. Учитель является авторитетом для первоклассника. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
  8. Следите за тем, чтобы у ребенка оставалось время на полноценный отдых, Первоклассник должен спать не менее 10 часов в сутки. Также оставляйте время для игр и общения с друзьями.
  9. Используйте сказкотерапию для облегчения адаптационного периода ребенка к школе.

Для оценки уровня школьной адаптации ребенка можно использовать анкету по адаптации первоклассника к школе.