В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на стили: авторитарный, попустительский и демократический. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка. Для диагностики стиля родительских отношений можно использовать тест-опросник А.Я. Варга и В.В. Столина.

Авторитарный стиль:

Родители, придерживающиеся этого стиля, требуют от ребенка высоких достижений, жестко контролируют, вторгаются в его личное пространство, не признают его прав. При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, решаются родителем, без его участия. Авторитарный стиль воспитания подразумевает решение конфликтов методом «кнута и пряника», а не нахождением компромиссного решения. В подростковом возрасте родительский авторитет теряет свою силу и страх перед родителями исчезает. Поэтому в  таких семьях в этом возрасте часто возникают конфликты, дети становятся непослушными, т.к. все прежние средства воздействия родителей теряют свою силу.

Черты ребенка, воспитанного в авторитарном стиле:

1 вариант – развитие слабой жизненной позиции:
— потеря чувства собственного достоинства;

— потеря способности принимать решения, отвечать за выбор;
— потеря собственных желаний («чего же Я хочу?»).

2 вариант – развитие деспотической личности:
— ненависть к родителям;
— решение вопросов только силой (кто сильнее, тот и прав);
— грубое, циничное, деспотичное  поведение и отношение к окружающим;
— повышенная агрессивность и конфликтность.

Рекомендации:

— Учитывайте позицию ребенка, его побуждения, желания и переживания.
— Старайтесь давать инструкции в форме предложения, а не распоряжения, приказа.
— Запреты и меры наказания должны быть понятны ребенку, заранее с ним обсуждены и приняты обеими сторонами.
— Любые порицания должны быть адресованы не к личности ребенка, а к конкретным его действиям.

Попустительский стиль:

При этом стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности ребенка.
Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка.

Черты ребенка, воспитанного в попустительском стиле:

1 вариант – свободный, но безучастный:
— самостоятельность;
— неспособность к близости и привязанности;
— безучастность в отношении близких;
— отсутствие желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать.

2 вариант – личность «без тормозов» и «без запретов»:
— хамство и вседозволенность;
— воровство, враньё, распущенность;
— безответственность, не умение «держать слова».

Рекомендации

— Постарайтесь восстановить взаимное доверие и уважение.
— Помогите ему участвовать в жизни семьи, четко обозначьте функциональные обязанности ребенка в семье, свои требования и ожидания.
— Создайте семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.
— Проявляйте «душевную теплоту» к ребенку, подчеркивайте его важность для вас и исключительность, беседуйте с ним и интересуйтесь его мнением.

Демократический стиль:

При таком стиле общения родители ориентированы на личность ребенка, его активной роли в семье, собственной жизни. Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. В отличие от попустительского стиля воспитания этот процесс не пущен на самотек, а проходит под бережным и чутким контролем родителей. При демократическом стиле воспитания происходит наиболее гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка.

Черты ребенка, воспитанного в демократическом стиле:

— Умение самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки.
— Инициативность и целеустремленность.
— Умение строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими.
— Наличие собственного мнения и способность считаться с мнением окружающих.

Помните, что Ваши дети когда-нибудь будут родителями и у них могут возникнуть те же проблемы с их детьми, которые возникают между вами. В Ваших силах научить их оптимальным способам взаимодействия, чтобы они могли избежать будущем тех проблем, которые возникают у Вас.