Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос умным, красивым, здоровым и всесторонне развитым человеком. Также все знают, что дошкольный возраст является тем периодом в жизни ребенка, когда он получает наибольшее количество знаний и умений. Ребенок посещает детский сад, где в большей степени получает необходимые знания. Но, иногда, случается так, что ребенок по каким-либо причинам не посещает дошкольное учреждение или посещает редко. Как же не допустить в подобном случае пробелов в образовании малыша, и что может сделать родитель в домашних условиях, чтобы ребенок вырос умным  и развитым человеком?
Что нужно учитывать при проведении развивающего занятия в домашних условиях:
1. Старайтесь заинтересовать ребенка на занятии. Только с интересом и высоким уровнем мотивации со стороны ребенка, ваше занятие будет эффективным. Подбирайте темы занятий исходя из интересов ребенка, материалы должны быть красочными и хорошего качества.
2. Материал занятия необходимо повторять, чтобы у ребенка эти знания сформировались в полном объеме. Не допускайте усталости ребенка на занятии: меняйте виды деятельности, делайте перерывы. При утомлении малыша, эффективность занятия будет заметно снижаться.  
3. Новый материал для изучения давайте дозировано, а не в большом объеме сразу, так как ребенку будет сложнее его усваивать. Например: при изучении цветов начинайте с одного цвета, и только после того, как малыш его усвоил, добавляйте следующий.
4. Провоцируйте ребенка на размышления. Обсуждайте прочитанную книгу, увиденный фильм, проводите беседы о природе.
5. Не паникуйте, когда не видите у ребенка сразу значительной динамики. Возможности и темпы обучения у детей бывают разные. Главное, чтобы ваши занятия были регулярными и они обязательно принесут результат.
6. Предложенные вами задания, должны соответствовать возможностям и возрасту вашего ребенка.  Если они будут очень сложными, то малыш быстро потеряет к ним интерес, а если слишком простые, то они не будут нести развивающей функции.
7. Обязательно хвалите ребенка, избегайте недоброжелательной оценки. Малыш всегда нуждается в вашей поддержке и любви.
Упражнения для развития внимания, памяти, мышления.
Игра «Обобщи» 
Предложите ребенку назвать общим словом следующие понятия:

  1. Береза, сосна, ель, рябина, осина.
  2. Корова, коза, лошадь, кошка, собака, свинья.
  3. Апельсин, яблоко, ананас, груша.
  4. Огурец, помидор, тыква, морковь, капуста.
  5. Автобус, машина, самолет, поезд.
  6. Кукла, мяч, пирамидка, погремушка.
  7. Тарелка, сковорода, чашка, кастрюля.

Варианты заданий вы можете выбирать, исходя из возможностей и возрастных особенностей ребенка. Если ребенок ошибся, то необходимо ему объяснить ошибку и закрепить данный материал.
Игра «Скажи наоборот»
Вы предлагаете ребенку слово, а он должен подобрать антоним (противоположное по значению слово). Это упражнение развивает гибкость ума малыша, а также способствует увеличению словарного запаса. Можно использовать следующие пары слов:
Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Пустой – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Храбрый – трусливый
Мокрый – сухой
Игра «Угадай по описанию»
Взрослый подробно описывает какой-либо предмет, его особенности и назначение. Ребенок должен угадать, о чем идет речь.
Например: это первая игрушка для маленьких детей, звенит (погремушка).
Например: это дерево, всегда зеленое, его наряжают на новый год (елка).
Если ребенок затрудняется с ответом, взрослый предлагает ему картинки, на одной из которых есть правильный ответ и ребенок должен сделать выбор.
Игра «Что находится внутри?»
Взрослый называет предмет, а ребенок должен ответить, что бывает внутри этого предмета.
Например:
больница– больные;
холодильник – колбаса;
школа – ученики;
яблоко– семечки;
тарелка – суп;
берлога – медведь;
улей – пчелы;
машина – водитель;
магазин– продавцы;
комната – диван;
хлебница – хлеб.
Поощряйте ребенка, если он выдает сразу несколько ответов и помогайте ему в этом. Данное упражнение помимо развития умственных способностей, будет развивать и словарный запас.
Игра «Что я делаю?»
Взрослый имитирует определенные действия, а ребенок должен угадать, что конкретно делает взрослый. Например: взрослый складывает руки так, как будто он держит в них половник и круговыми движениями изображает, что мешает пищу в кастрюле. Ребенок должен догадаться, что взрослый готовит обед. Если малышу достаточно сложно понять действие, взрослый может изобразить рядом с плитой.
Следует учитывать возрастные возможности ребенка. Если ребенок еще достаточно мал, то стоит показывать простые, доступные ему движения: есть ложкой, стучать молотком, надеть обувь и т.д.
Поменяйтесь ролями: пусть малыш покажет вам какое-нибудь действие, а вы его угадаете.
Игра «Смотри и запоминай!»
В течение небольшого времени  показывайте ребенку картинку с простой композицией. Затем уберите ее и попросите ребенка описать композицию как можно подробнее. Если ребенку достаточно сложно справиться с заданием, то задавайте уточняющие вопросы: «А дом на картине был какого цвета? А где стояла собака?» Со временем усложняйте композиции на картинках и сокращайте время показа. Обязательно хвалите ребенка.
Игра «Найди отличия»
Предложите ребенку к рассмотрению две картинки с небольшими отличиями. При внимательном рассмотрении малыш должен найти все отличия. Со временем усложняйте картинки и увеличивайте количество отличий.
Игра «Посмотри и запомни»
Предложите ребенку к рассмотрению 10 картинок. Дайте время их запомнить. По истечению предложенного времени, малыш должен ответить на ваши вопросы. Например: какого цвета было то или иное изображение, какие картинки лежали рядом, что лежало рядом с тем или иным изображением?