Родителей дошкольников часто беспокоит вопрос всестороннего развития своего ребенка. Как сделать так, чтобы малыш вырос умным, здоровым, успешным человеком? Развитие мелкой моторики не менее важный процесс, чем развитие высших психических функций, так как рука ребенка должна быть подготовлена к длительной нагрузке при обучении в школе. Так же развитие мелкой моторики косвенно способствует развитию мыслительных операций, так как стимулирует работу мозга.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики
Рисование, раскрашивание.
Это наиболее простой для ребенка вид деятельности, от которого, как правило, не отказывается ни один малыш. Но вместе с тем, оно продолжает оставаться одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики и согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов. При рисовании ребенок также должен прикладывать усилия и развивать самоконтроль, наращивать мышечную силу руки, что способствует ее подготовке к обучению в школе. Учите ребенка рисовать разными пишущими материалами, так как они требуют разной степени нажима.
Игра «От дома к дому». Ребенок должен прямыми линиями соединить между собой нарисованные домики. При рисовании линий ребенок говорит слова: «От домика к домику».
Игра «Всевозможные лабиринты». Ребенку рисуют различные лабиринты. Для начала пусть пройдет по ним пальцем, а затем и карандашом. Чтобы повысить интерес к заданию, необходимо объяснить ребенку, куда ведет этот лабиринт.
Аппликации
Такой вид деятельности также играет значительную роль в развитии мелкой моторики ребенка, но является более сложным, так как ребенок должен овладеть работой с ножницами. Поэтому для начала необходимо учить ребенка резать по прямым линиям, а затем по изогнутым и вырезать более сложные элементы. Ребенок может вырезать наиболее простой элемент и закрепить его на листе, а затем дополнить его нарисованными элементами. Постепенно композицию можно усложнять.
Игры-шнуровки, плетения, нанизывания бус
Такие занятия отлично развивают руку ребенка. Нанизывать на нить можно все что угодно: бусы, пуговицы, рожки и макароны. Далее можно усложнять нанизывание предметов использую различные логические цепочки. Например: при нанизывании бус, сначала использовать красную бусину, затем синюю, потом опять красную и т.д.). При выполнении подобного задания ребенок развивает не только моторику руки, но и мыслительные операции.
Игры с предметами
—  Попросить ребенка выложить из счетных палочек какой-либо предмет;  
—  С закрытыми глазами ребенок должен на ощупь определить, какой предмет находится в его руках;
—  «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
Песочная терапия.
Песок является не только природным материалом, но и эффективным средством для развития мелкой моторики ребенка. За счет своей рыхлой структуры, песок стимулирует развитие мышц руки, что делает ее более сильной. К тому же песок снимает психоэмоциональное напряжение ребенка, что является очень значимым в работе с детьми с различными эмоциональными проявлениями. При работе с песком также можно проиграть различные сложности ребенка и дать ему возможность самовыражения.
Можно спрятать в песке различные мелкие детали и фигуры, которые ребенок будет искать и проигрывать с ними определенный сюжет. Также очень эффективным может стать проигрывание сказки на песке с различными фигурами.
Для занятий с пластилином эффективнее брать более жесткий пластилин, так как он требует применения большей силы и соответственно лучше развивает мышечную силу руки. Необходимо научить ребенка элементарным способам лепки: скручивать шарик, давить на него, катать колбаску, сворачивать колечко, использовать нож для пластилина. Вначале можно лепить единичные детали, которые будут складываться в общую композицию. Затем нагрузку стоит увеличивать и давать ребенку все большую возможность самовыражения. Также можно обучать ребенка чтению через лепку букв и математике через лепку цифр.
Дидактические игры по развитию мелкой моторики дошкольников
«Кто скорее свернет ленту?»
Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, развивать скорость и точность движений.
Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см).
Ход игры:
Родитель показывает ребенку ленту и говорит о том, что ее нужно скрутить вокруг палочки как можно быстрее и засекает время. Чтобы внести в игру соревновательный момент, родитель сам может поучаствовать в данной игре. Выигравший получает приз.
«Сделай бусы»
Цель: учить составлять бусы из различных предметов (бусины, рожки, колпачки от фломастеров и т.д.) по схеме.
Ход игры:
Ребенку предлагаются разноцветные предметы для нанизывания. Родитель дает схему бус, а ребенок по схеме должен воспроизвести такую же. В дальнейшем можно давать схему с логической закономерностью, которую ребенок должен продолжить самостоятельно
«Составь узор из спичек и палочек»
Цель: учить ребенка выкладывать фигуру из спичек и палочек по образцу. Данное упражнение тренирует также внимание и усидчивость.
Ход игры :
Родитель дает ребенку образец фигуры из спичек или палочек, которую ребенок должен воспроизвести самостоятельно. : 
Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»
Цель: развитие моторики пальцев рук, развитие внимания.
Ход игры:
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» кончики пальцев (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
«Месим тесто»
Цель: развития чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.
Ход игры :
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто, есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи».