Проблема детского воровства является достаточно малоизученной в нашей стране. Но, стоит признать, что практически каждая семья сталкивается с столь неприятным для родителей явлением. В чем же причина такого поведения ребенка и как вести себя родителям, чтобы достойно выйти из сложившейся ситуации и не закрепить у ребенка подобное поведение?
Причины детского воровства.
Причины детского воровства могут быть достаточно разнообразны, но можно смело утверждать о психологическом неблагополучии малыша. В любом случае, важно понять истинную причину такого поведения ребенка для дальнейшего ее искоренения. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные.
Ребенок 2-4-х лет. В этом возрасте малыш еще не в полном объёме разделяет понятия «свое — чужое». В процессе воспитания, родители должны приложить максимум усилий для формирования этих понятий у ребенка.
Ребенок 4-6 лет. Как правило, у ребенка этого возраста уже сформированы понятия свое и чужое, он видит границы личного пространства и пространства других людей. Но, в силу недостаточной сформированности самоконтроля и повышенной импульсивности, малышу сложно контролировать свои желания. В этом возрасте родителям стоит обратить внимание на формирование нравственных качеств ребенка, чтобы попытки воровства не вошли в привычку.
Ребенок 6-7 лет. К этому возрасту у ребенка уже достаточно сформирован самоконтроль, и он отчетливо знает социальные нормы поведения. Инциденты воровства обычно встречаются у импульсивных детей или детей, в семьях которых уделяют недостаточно внимания социальным нормам. Также, в группе риска по проявлению воровства находятся дети, которые перенесли какую-либо травмирующую психику ситуацию (развод родителей, физическое и психическое насилие со стороны близких, непринятие и т.д.) .
Обычно маленького воришку можно охарактеризовать как неуверенного в себе ребенка, которому требуется любовь, психологическая поддержка и эмоциональное принятие со стороны окружающих. Для диагностики эмоционального отношения ребенка к самому себе, окружающим и к детскому саду (школе) можно использовать методику «Раскрась фигуры» (Е. И. Дремина).
Рекомендации родителям:

  • Никогда не наказывайте ребенка, если до конца не уверенны в том, что это он совершил кражу. Незаслуженное наказание только озлобит малыша и поселит в нем обиду.
  • Объясните ребенку в спокойной форме, без посторонних, что его поступок не приемлем в обществе, расскажите о его последствиях в рамках переживаний человека, лишившегося любимой вещи. Попросите малыша вернуть украденное и попросить прощения.
  • Взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семьях, где наблюдается честность и взаимопонимание, воровство встречается гораздо реже.
  • Иногда ребенок совершает кражу, чтобы самоутвердиться среди сверстников, поднять свой авторитет. Это говорит о его заниженной самооценке и неумении правильно построить общение со сверстниками. Чаще хвалите и поддерживайте ребенка, обращайте внимание на его положительные поступки. Поговорите о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать, проиграйте с ним соответствующие ситуации в домашних условиях.
  • Поддерживайте эмоционально благополучную атмосферу в семье. Проводите как можно больше времени с малышом, интересуйтесь его делами, прогуливайтесь вместе на улице, читайте книжки. Ребенок должен чувствовать вашу любовь и заботу. Только тогда, он вырастет гармоничной и уверенной в себе личностью.
  • Будьте последовательны в воспитании. Нельзя в одной ситуации наказывать ребенка, а в другой – «закрывают глаза» на подобный поступок, угрожать наказанием, но не выполнять его. Такое поведение родителей создает у ребенка иллюзию вседозволенности.
  • Адекватно выбирайте стиль воспитания ребенка. Если в семье, ребенок является кумиром и родители ему позволяют буквально все, то, попадая в коллектив сверстников, малыш начинает вести себя также. И он искренне не понимает, почему нельзя брать то, что ему хочется. При воспитании в ситуации тотального контроля одни дети занимают оборонительную позицию и совершают нелицеприятные поступки в качестве бунта. Другие же детки начинают исподтишка совершать неприятные деяния.