Каждый день ваш ребенок растет, взрослеет и развивается. И однажды, каждый родитель сталкивается с необходимостью обучения ребенка чтению. Но иногда возникает вопрос: а в каком возрасте стоит начинать обучение чтению и готов ли его ребенок к этому довольно сложному процессу?

Сразу хочется отметить, что чтение несет за собой достаточно значимую нагрузку на зрительный анализатор. Ученые доказали, что у детей, которые испытывали преждевременную нагрузку на зрительный анализатор часто наблюдается близорукость. Специалисты советуют отложить обучение чтению до 5-6 лет, до полного становления органов зрения. А если у ребенка и без того есть проблемы со зрением, то, его необходимо регулярно пролечивать для избежания осложнений.

Также важное место для обучения чтению занимает эмоциональная и интеллектуальная готовность ребенка. Чтение достаточно сложный и длительный процесс для малыша, и он должен быть готов к нему. У вашего ребенка к этому времени должен быть сформирован достаточный уровень самоконтроля и мотивации, а также все компоненты внимания, чтобы ребенок не только читал, но еще и понимал прочитанное.

До начала обучения чтению, необходимо также решить и все логопедические проблемы. Уровень связной речи ребенка должен быть достаточно высоким (он должен говорить полными предложениями и способен составить рассказ). Также должны быть развиты и другие навыки: умение различать определенные звуки как в начале слова, так и в его середине или в конце, умение ориентироваться в пространстве (определять лево-право, верх-низ).

Сейчас существует множество методик и пособий для обучения чтению. И, зачастую, родитель находится в состоянии растерянности, так как не знает какая наибольшим образом подойдет для его ребенка.

В начале процесса обучения очень важно заинтересовать ребенка. Все занятия лучше проводить в игровой форме, для облегчения восприятия полученной информации. Также лучше не переусердствовать и первые занятия проводить достаточно короткое время, постепенно его увеличивая.

До начала обучения чтению ребенку необходимо выучить все буквы алфавита. Учить буквы можно традиционным методом с использованием букваря, при помощи кубиков Зайцева с картинками или любым другим удобным способом. Во время изучения букв, обязательно учить детей правильно произносить звуки, которые эти буквы обозначают (звук «м», а не «мэ»).

Несколько советов родителям при обучении ребенка чтению:

Совет №1. Выберите методику. Оптимальным вариантом, на данный момент, является методика обучения чтению по слогам при помощи букваря. К. Жуковой.  Данная книга очень эффективна и доступна для большинства детей.  С ее помощью ребенок быстро научится складывать буквы в слоги, а слоги в слова.

Совет №2. Выберите последовательность изучения гласных и согласных. Наиболее эффективным считается первоначальное изучение открытых гласных – а, о, у, э, ы. После того, как открытые гласные выучены, учим твердые согласные – н, м. Затем переходим к изучению глухих и шипящих звуков – с, ш, и, п, р.

Совет №3. Продумайте организацию занятия. Занятия с ребенком должны быть регулярными, что способствует лучшему усвоению материала. Каждое занятие необходимо начинать с повторения пройденного материала. Вспомните изученные ранее звуки, в конце занятия обязательно закрепляйте пройденное. По несколько раз повторяйте один и тот же слог. До начала обучения подготовьте яркий раздаточный материал, который будет интересен вашему ребенку и будет поддерживать мотивацию к обучению.

Совет №4. Пробуйте складывать буквы в слоги, после изучения нескольких звуков.  Тщательно отработайте слияние отдельных звуков в слоги. Если ребенок читает слог побуквенно, значит он не готов к дальнейшему обучению чтению. Посмотрите в букварь, расскажите малышу, как «м» спешит в гости к «а». Покажите ребенку, как нужно правильно произносить это сочетание – мммммм-ааааааа. Обязательно проговаривайте правильное произношение слогов до того, как это сделает малыш – он должен четко услышать, как нужно произносить те или иные слоги, чтобы не допустить ошибку.

Совет №5. Изучаем несложные слоги. В начале обучения необходимо начинать знакомить ребенка с простыми слогами, состоящими всего из 2-х звуков. У ребенка должно сформироваться понимание того, каким образом из двух букв получается один слог. Понимание этого процесса значительно облегчит дальнейшее обучение чтению. Затем можно приступить к изучению более сложных слогов.

Совет №6. Изучению более сложных слогов. Не стоит спешить с началом чтения целых слов. Ваш малыш должен хорошо усвоит сначала механизм чтения в общем, довести навык чтения простых слогов до автоматизма. Затем, постепенно можно усложнять задания, читать более сложные слоги.

Совет №7. К обучению чтению самых простых слов, можно приступить только после того, как ваш ребенок хорошо усвоил чтение самых разных слогов. В идеале – это должны быть слова с одним и тем же, но повторяющимся слогом – мама, папа. Затем, можно к хорошо знакомым слогам добавлять более редкие. Или можно начать с обучения самых коротких трехбуквенных слов. Такие слова должны состоять из знакомых ребенку слогов.

 Совет №8. Чтение должно быть осмысленное.  Просите ребенка пересказать прочитанное, чтобы убедиться, что он понимает текст.  Не спешите заставлять ребенка читать быстро. Это не главное! Важно, чтобы он правильно называл все звуки, понимал прочитанное. Вдумчивое и осознанное правильное чтение по слогам гораздо полезнее.

Ваш ребенок обязательно научится читать. Ваша задача – сделать так, чтобы процесс обучения прошел в легкой и ненавязчивой форме, чтобы ребенку было интересно, и он с пользой провел время с вами.