Одним из самых важных моментов жизни ребенка дошкольного возраста, является посещение дошкольного учреждения. Но для того, чтобы начало посещения детского сада было безболезненным для ребенка, одним из необходимых условий является сформированность культурно-гигиенических навыков. И Вы как родитель, должны сделать все возможное, для того, чтобы малыш научился самостоятельно себя обслуживать.
Но, очень часто мы родители, допускаем ошибки, которые тормозят развитие и формирование культурно-гигиенических навыков. Когда ребенок встает с утра и не проявляет никакого желания умыться, одеться и расчесать волосы, то многие родители стараются в тот же момент помочь своему чаду, не давая ни малейшей возможности справиться самостоятельно.
Следовательно, вместо того, чтобы делать за ребенка абсолютно все, вы должны создать благоприятные условия для формирования у него навыков, которые обязательно пригодятся ему в будущем. Вы, как родитель, должны быть примером и постоянно отрабатывать с малышом культурно-гигиенические навыки.
Что должен уметь ребенок дошкольного возраста?
1-2 года.  В этом возрастном периоде Вы уже должны сформировать у своего малыша элементарные культурно-гигиенические навыки. Такие как мытье рук, хотя бы с помощью взрослого, употребление твердой пищи, питье из чашки, умение пользоваться носовым платком. Ближе к двум годам ребенок должен уметь посещать туалет.
2-3 года. Дети данного возраста уже должны самостоятельно и аккуратно употреблять пищу, правильно держать ложку, умываться и мыть руки. 
3-4 года. Не стоит затягивать и с обучением таким навыкам как умение пользоваться столовыми приборами, чистить зубы, причесываться и соблюдать правила пользования предметами личной гигиены.
4-5 лет. Дети данного возраста уже в состоянии самостоятельно контролировать соблюдение личной гигиены, культурно вести себя за столом и тому подобное.
5-6 лет.  Дети данного возраста способны есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом длительное время. А также владеть навыками культурного поведения за столом: не разговаривать при приеме пищи, тихо задвигать стул, выходя из-за стола, пользоваться вежливыми словами.
6-7 лет.  В данном возрасте родители должны закрепить навыки ребенка культурного поведения за столом и правильного пользования столовыми приборами. А также вежливого поведения с окружающими.
6-7 лет.  В данном возрасте родители должны закрепить навыки ребенка культурного поведения за столом и правильного пользования столовыми приборами. А также вежливого поведения с окружающими.
Как поощрять ребенка к самостоятельности в уходе за собой?
В формировании культурно-гигиенических навыков Вы, как родитель, являетесь основным примером. Поэтому сами тщательно следите за соблюдением  гигиены и систематически обучайте ребенка данным навыкам. Также создайте ребенку удобные и комфортные условия для соблюдения культурно-гигиенических навыков и поощряйте за их выполнение.
Основные моменты, на которые стоит обратить вынимание родителю при обучении ребенка культурно-гигиеническим навыкам:
— прикрепите крючок для полотенца в удобном и доступном для ребенка месте.
— обеспечьте ребенку удобство мытья рук. Чтобы вашему малышу беспрепятственно доставать руками воду и мыло. Под раковиной можете разместить небольшую подставку для малыша.
— чтобы ребенок не поскользнулся и не упал в ванной комнате при мытье ног и принятии душа, вы можете прикрепить ручку к стене, за которую ребенок может держаться при выполнении гигиенических процедур.
 — положите рядом с ванной, а также в самой ванне прорезиненный коврик, чтобы ребенок не поскользнулся и чувствовал себя увереннее.
— для формирования интереса ребенка к соблюдению культурно-гигиенических навыков, приобретите для него зубную щетку, мыльницу, полотенце, детскую пасту и другие средства личной гигиены. Вместе сходите в магазин и приобретите эти предметы с учетом вкуса ребенка. Также,  при их выборе, учитывайте физические и возрастные особенности ребенка. Зубная щетка должна соответствовать размеру ротовой полости ребенка, а кусок мыла размеру руки, полотенце должно иметь удобную петельку, расческу с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу головы ребенка. Обратите внимание на то, чтобы все детские предметы соответствовали нормам качества и безопасности.
— постарайтесь организовать процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам в игровой, доступной для ребенка форме.
— даже при малейшем успехе и проявлении самостоятельности показывайте ребенку свое одобрение, хвалите его.
Для того, чтобы в полном объеме сформировать у ребенка культурно-гигиенические навыки, Вам понадобится терпение, время и любовь к своему ребенку. Но сколько бы времени Вам не потребовалось, Вы обязательно справитесь.  


2-3 года. Дети данного возраста уже должны самостоятельно и аккуратно употреблять пищу, правильно держать ложку, умываться и мыть руки. 
3-4 года. Не стоит затягивать и с обучением таким навыкам как умение пользоваться столовыми приборами, чистить зубы, причесываться и соблюдать правила пользования предметами личной гигиены.
4-5 лет. Дети данного возраста уже в состоянии самостоятельно контролировать соблюдение личной гигиены, культурно вести себя за столом и тому подобное.
5-6 лет.  Дети данного возраста способны есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом длительное время. А также владеть навыками культурного поведения за столом: не разговаривать при приеме пищи, тихо задвигать стул, выходя из-за стола, пользоваться вежливыми словами.
6-7 лет.  В данном возрасте родители должны закрепить навыки ребенка культурного поведения за столом и правильного пользования столовыми приборами. А также вежливого поведения с окружающими.
6-7 лет.  В данном возрасте родители должны закрепить навыки ребенка культурного поведения за столом и правильного пользования столовыми приборами. А также вежливого поведения с окружающими.
Как поощрять ребенка к самостоятельности в уходе за собой?
В формировании культурно-гигиенических навыков Вы, как родитель, являетесь основным примером. Поэтому сами тщательно следите за соблюдением  гигиены и систематически обучайте ребенка данным навыкам. Также создайте ребенку удобные и комфортные условия для соблюдения культурно-гигиенических навыков и поощряйте за их выполнение.
Основные моменты, на которые стоит обратить вынимание родителю при обучении ребенка культурно-гигиеническим навыкам:
— прикрепите крючок для полотенца в удобном и доступном для ребенка месте.
— обеспечьте ребенку удобство мытья рук. Чтобы вашему малышу беспрепятственно доставать руками воду и мыло. Под раковиной можете разместить небольшую подставку для малыша.
— чтобы ребенок не поскользнулся и не упал в ванной комнате при мытье ног и принятии душа, вы можете прикрепить ручку к стене, за которую ребенок может держаться при выполнении гигиенических процедур.
 — положите рядом с ванной, а также в самой ванне прорезиненный коврик, чтобы ребенок не поскользнулся и чувствовал себя увереннее.
— для формирования интереса ребенка к соблюдению культурно-гигиенических навыков, приобретите для него зубную щетку, мыльницу, полотенце, детскую пасту и другие средства личной гигиены. Вместе сходите в магазин и приобретите эти предметы с учетом вкуса ребенка. Также,  при их выборе, учитывайте физические и возрастные особенности ребенка. Зубная щетка должна соответствовать размеру ротовой полости ребенка, а кусок мыла размеру руки, полотенце должно иметь удобную петельку, расческу с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу головы ребенка. Обратите внимание на то, чтобы все детские предметы соответствовали нормам качества и безопасности.
— постарайтесь организовать процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам в игровой, доступной для ребенка форме.
— даже при малейшем успехе и проявлении самостоятельности показывайте ребенку свое одобрение, хвалите его.
Для того, чтобы в полном объеме сформировать у ребенка культурно-гигиенические навыки, Вам понадобится терпение, время и любовь к своему ребенку. Но сколько бы времени Вам не потребовалось, Вы обязательно справитесь.