Существует целый ряд вариантов корректурной пробы: буквенный, цифровой, с кольцами, рисунки и пиктограммы для детей.

С помощью корректурной пробы можно оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, также распределение и переключение.  Для использования данного теста практически не существует возрастных ограничений – важно правильно подобрать стимульный материал.

Цель исследования: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Оборудование и материалы: секундомер, ручка или карандаш и стимул-бланк (смотрите ниже).

Инструкция к тесту: «На бланке с буквами, просматривая ряд за рядом, букву «К» — подчеркиваем, «И» — зачеркиваем. Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Инструкция к детскому бланку: (там, где листики и домики) – “Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика”.

Обработка и интерпретация результатов теста

Шкалы теста:

— концентрация внимания,

— устойчивость внимания,

— переключение внимания.

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

К = С2 / П, где

  • С– число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
  • П– количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).

Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания.

Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

A = S / t, где

  • А– темп выполнения,
  • S– количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
  • – время выполнения.

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

Результат Значение
0–2 Очень высокая устойчивость
3–4 Высокая
5–6 Средняя
7–8 Низкая
9–10 Очень низкая

Для анализа переключаемости внимания используется такая формула:

С = (So/S) х 100, где

  • — число строк с ошибками,
  • S — общее количество отработанных строчек.

Обратите внимание, что для исследования переключаемости задания даются в немного усложнённом виде: детям нужно зачёркивать заданные элементы в разных строчках — чётных или нечётных.

Результат в % Расшифровка
0–20 Очень высокая переключаемость
21–40 Высокая
41–60 Средняя
61–80 Низкая
81–100 Очень низкая

Стимульный материал

Стимульный материал