Назначение методики: диагностика эмоционального отношения ребенка к самому себе, своей семье и ситуациям, связанным с детским садом (школой). Методика предназначена для старших дошкольников, младших школьников.

Стимульный материал: набор цветных карандашей на каждого ребенка, не менее восьми штук, бланки для ответов детей. На бланке изображены два ряда фигур. В верхнем ряду пять квадратов, убывающих по величине со сторонами 3см., 2,5см., 2см., 1,5 см., 1 см. Нижний ряд- шесть одинаковых кругов диаметром 2 см. Под кругами цифры от 1 до 6. Размеры и формы фигур не имеют принципиального значения.

Инструкция: Ребята, у вас на листочках нарисованы фигуры. Эти фигуры вы будете раскрашивать теми цветами, какими захотите. Но раскрашивать нужно не как угодно, а в определенном порядке.

         Выберите, пожалуйста, из вашего набора ваш самый любимый цвет, тот, который вам нравится.  Выбрали? Поднимите, покажите мне. Положите этот карандаш перед собой отдельно от других. Хорошо. Но, я думаю, вам не только этот цвет нравится, но еще какой-нибудь. Выберите из оставшихся карандашей еще один ваш любимый цвет. Покажите мне, положите рядом с первым. Теперь из оставшихся выберите тот цвет, который вам немножко нравится. Покажите. Положите рядом с первыми двумя. А сейчас вы должны выбрать два цвета, которые вам не нравятся и положить рядом с тремя уже выбранными. Последним положите карандаш самого нелюбимого цвета.

         Итак, каждый из вас выбрал свои пять цветов от самого любимого до самого нелюбимого. Этими цветами вы сейчас будете раскрашивать квадраты. Я думаю, вы уже догадались, что самый большой квадрат вы раскрасите самым любимым цветом, а самый маленький самым нелюбимым. Остальные квадраты раскрасьте по порядку теми карандашами, которые вы приготовили.

         Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с первым заданием. Сейчас вы будете раскрашивать круги, но не просто так. Каждый круг будет что-то обозначать. Представьте себе, что первый круг- это вы сами. Каким цветом вы хотите себя раскрасить? Выберите из пяти цветов и закрасьте первый круг. Второй круг- это ваша семья. Выберите цвет, которым вы хотите закрасить вашу семью. Вы можете взять тот же цвет, которым вы закрашивали себя, а можете любой другой. Закрасьте второй круг. Третий круг- ваш детский сад, школа. Четвертый круг ваш воспитатель, учитель. Пятый круг- ваша учеба, успеваемость. Подумайте, нравится ли вам, как вы учитесь, довольны ли вы своими оценками? Для дошкольников пятый круг- вторая воспитательница. Наконец, последний круг- ваши одногрупники, одноклассники. Раскрашиваем круги.

Анализ результатов: полученные цветовые выборы переводятся в баллы от 5 баллов за самый любимый цвет до 1 балла за самый нелюбимый. Определяется индекс эмоционального благополучия ребенка: сумма баллов за все 6 выборов делится на 6. Оптимальным считается результат от 4 до 5 баллов. Индекс от 3 до 4 баллов свидетельствует о некотором снижении общего эмоционального фона, неудовлетворенности ребенка какой-либо сферой его отношений, сниженном настроении в момент обследования. Индекс от 1 до 3 баллов – признак явного неблагополучия, острого недовольства, психоэмоциональной напряженности, подавленности. В поведении ребенка это может никак не выражаться, а может проявляться чрезмерной немотивированной активностью, нарушениями дисциплины, кривлянием, подавленностью. Анализируя цветовой ряд ребенка, можно определить в какой именно сфере его жизни проявляется эмоциональное неблагополучие.