Инструкция. Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для вашего ребенка.
Возможные варианты ответов:
данный пункт выражен и возрастает в последнее время— 2 балла;
данный пункт проявляется периодически — 1 балл;
данный пункт отсутствует — 0 баллов.

Ваш ребенок
1. Легко расстраивается, много переживает, все слишком близко принимает к сердцу.
2. Чуть что — в слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, не может успокоиться.
3. Капризничает ни с того ни с чего, раздражается по пустякам, не мо-жет ждать, терпеть.
4. Более чем часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.
5. Крайне неустойчив в настроении, вплоть до того, что может смеяться и плакать одновременно.
6. Все больше грустит и печалится без видимой причины.
7. Как и в первые годы, снова сосет соску, палец, все вертит в руках.
8. Долго не засыпает без света и присутствия рядом близких, беспокой-но спит, просыпается, не может сразу прийти в себя утром.
9. Становится повышенно возбудимым, когда нужно сдерживать себя, или заторможенным и вялым при выполнении заданий.
10. Появляются выраженные страхи, опасения, боязливость в любых новых, неизвестных или ответственных ситуациях.
11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность в действиях и по-ступках.
12. Все быстрее устает, отвлекается, не может концентрировать внима-ние продолжительное время.
13. Все труднее найти с ним общий язык, договориться: становится сам не свой, без конца меняет решения или уходит в себя.
14. Начинает жаловаться на головные боли вечером или боли в области живота утром; нередко бледнеет, краснеет, потеет; беспокоит зуд без види-мой причины, аллергия, раздражение кожи.
15. Снижается аппетит; часто и подолгу болеет; повышается без причин температура; часто пропускает детский сад или школу.
Подсчитывается сумма баллов и делается вывод о наличии невроза или предрасположенности к нему.
от 20 до 30 баллов — невроз;
от 15 до 20 баллов — невроз был или будет в ближайшее время;
от 10 до 15 баллов — нервное расстройство, но не обязательно достига-ющее стадии заболевания;
от 5 до 9 баллов — необходимо внимание к этому ребенку;
менее 5 баллов — отклонения несущественны и являются выражением проходящих возрастных особенностей ребенка.