Конечно же, все из нас в детстве любили читать и слушать сказки, сопереживали главным героям и побаивались ведьм и разбойников. Но ведь сказка это не только способ приятно провести время и расслабиться перед сном.  Сказкотерапия для детей — это целое направление в психотерапии, которое помогает ребенку справиться с собственными страхами, комплексами и решить имеющиеся душевные проблемы.

           Неудивительно, что наши предки часто использовали сказки, чтобы привить ребенку интерес к труду,  сформировать моральные нормы и правила, поделиться собственным  жизненным опытом. В современном обществе сказкатерапия используется с целью решения психологических проблем ребенка и является прекрасным инструментарием в руках педагога.
     Сказкатерапия основана на том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и психокоррекция происходит, основываясь на опыте и поступках героя. Стоит обсуждать с ребенком и негативных героев, пробуя найти у них положительные характеристики. Особенно эффективным бывает сочинение для ребенка сказки с учетом его личных особенностей и проблем.

Алгоритм создания сказки:

  • В первую очередь необходимо  подобрать героя, близкого ребенку по полу, интересам, характеру. Можно также назвать героя именем, похожим на имя ребенка или рифмующееся с ним. Если героем будет животное, то подберите такое животное, которое нравится малышу. Ребенку старшего дошкольного возраста будет интересно, если главными героями будут принцессы и принцы, солдаты или богатыри. Главный смысл в выборе главного героя заключается в том, чтобы он был близок ребенку, имел сходство с ним и схожие проблемные ситуации. Обязательно расскажите о жизни героя и его интересах.
  • Далее подробно расскажите о проблемной ситуации героя, схожей с ситуацией ребенка. Опишите переживания героя и его тревоги, как он ищет выход из сложившейся ситуации. Главный смысл этого этапа заключается в том, чтобы ребенок увидел общее в своих проблемах и проблемах героя.
  • Для поиска выхода из сложившейся ситуации психолог может вводить дополнительных героев в сказку, которые будут давать советы и подсказывать правильные решения. Основной задачей психолога на данном этапе является демонстрация ребенку проблемной ситуации с разных сторон, ее плюсы и минусы, а также показ разных вариантов выхода из нее. Но психолог должен лишь натолкнуть ребенка на принятие правильного решения, а выбор ребенок должен сделать сам. Только в этом случае можно говорить о высокой результативности сказкотерапии.
  • На завершающем этапе герой осознает все минусы своего неправильного поведения и решает измениться, принимает правильное решение. Ребенок на этом этапе также должен осознать необходимость перемен своего поведения и почувствовать желание измениться.

Психокоррекционную сказку желательно только прочитать ребенку, не обсуждая ее.  Необходимо дать малышу время, для осмысления и принятия правильного решения. Но если ребенок изъявит желание обсудить с вами сказку, то стоит ответить на все его вопросы. Также можно проиграть ее с помощью кукол, нарисовать или вылепить из пластилина.

Важные моменты практической сказкотерапии для детей:

1. Для того, чтобы повысить эффективность сказкотерапии, необходимо прочитать сказку несколько раз. Ребенок не сразу может ее осмыслить и сделать правильные выводы. Иногда необходимо сочинить не одну, а несколько сказок на интересующую тему. Для закрепления результата можно проиграть с ребенком  сказку, либо нарисовать ее.
2. Не используйте психокоррекционные  сказки слишком часто, это значительно снижает эффективность сказкотерапии.

3. Эффективность сказкотерапии значительно возрастет, если ребенок  после прочтения сказки сам придет к правильному решению проблемы. Психолог не должен навязывать ему свое мнение. При желании ребенка вы лишь можете обсудить ситуацию и прокомментировать его мнение.
4. При составлении сказки психолог должен учитывать интересы ребенка, сказка должна быть ему понятна и легко восприниматься. Если вы добавите нотку юмора, то  сказка с большей вероятностью привлечет внимание ребенка.

Варианты сказок при различных проблемах у детей:

Семейные проблемы: «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек», «Золушка», «Морозко».

Стресс, невроз, эмоционально-волевые нарушения, возрастные кризисы: «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Царевна-Лягушка, «Серая шейка».

Низкая самооценка ребенка: «Мальчик-с-пальчик», «Гадкий утёнок».

Детские страхи: «Красная Шапочка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят» «Баба Яга».

Нежелание убирать за собой вещи, игрушки: «Федорино горе».

Жадность, нежелание делиться с другими: «Мешок яблок», «Золотая рыбка».

Страхи перед прививками, уколами: «Про бегемота, который боялся прививок».Отказ от гигиенических процедур (умывание, чистка зубов, мытье рук): «Мойдодыр».