Задержка психического развития встречается достаточно часто у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Эта категория детей разнообразная по своим особенностям и требует особого подхода в обучении. Все дети этой категории отличаются снижением уровня внимания, памяти, мышления и недостаточным развитием эмоционально-волевой сферы.

         Причины данных проблем могут быть разными:

-нарушение конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников – психологический инфантилизм;

-различные соматические заболевания- физически ослабленные дети, которые к тому же имеют большое количество пропусков в образовательной организации;

-поражения центральной нервной системы. У таких детей значительно снижена работоспособность, уровень внимания, памяти, мышления, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.

         В зависимости от причины возникновения задержки психического развития меняются и направления работы с ребенком. Рассмотрим подробнее особенности задержки психического развития в зависимости от причины, а также направления работы с ребенком.

Психологический инфантилизм характеризуется эмоциональной и личностной незрелостью ребенка. Выделяют две формы психологического инфантилизма: простой и осложненный. Простой инфантилизм характеризуется главным образом незрелостью эмоционально-волевых свойств личности, без дополнительных психопатологических синдромов. Но при данной форме психологического инфантилизма страдают все сферы психики ребенка, в том числе и интеллектуальная. Но в структуре дефекта преобладает незрелость эмоционально-волевой сферы. Таким детям бывает сложно сосредоточиться на изучаемом материале, снижена любознательность и недостаточность регуляторного компонента деятельности.  Но, чаще всего, встречается осложненный психологический инфантилизм, сочетающийся с другими психопатологическими синдромами и симптомами. Как правило, эта форма инфантилизма имеет медицинскую подоплеку (ранние органические поражения центральной нервной системы). Эта форма инфантилизма также характеризуется эмоционально-волевой незрелостью, но в сочетании с пограничной интеллектуальной недостаточностью.

Соматогенная форма задержки психического развития выявляется при ряде хронических и соматических заболеваниях, которые приводят к нарушению деятельности развивающегося мозга. Появляется слабость мозговой деятельности, и как следствие, снижение работоспособности и уровня мыслительных операций. При соматогенной форме ЗПР также наблюдается эмоциональная незрелость, которая появляется по причине длительных соматических заболеваний (робость, плаксивость, неуверенность в собственных силах). Также у таких детей происходит снижение протекания психических процессов, что проявляется в колебании внимании, в снижении способности к концентрации внимания, снижении объема памяти, в инертности мыслительных операций, недоразвитии операциональных компонентов мышления.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза отличается более выраженными нарушениями высших корковых функций, чем другие формы ЗПР. Причиной такой формы ЗПР является поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. У большинства таких детей уже на ранних этапах развития наблюдается замедленный темп созревания психических функций и в физическом развитии.  Наблюдается как незрелость эмоционально-волевой сферы, так и снижение высших психических функций. Заметна дефицитарность предпосылок интеллекта: памяти, внимании, пространственного гнозиса, праксиса, речи. Также отмечаются выраженные нарушения темпа восприятия: замедление процессов приема и переработки сенсорной информации. Наблюдаются трудности синтеза воспринимаемых объектов, что обусловлено нарушениями интерсенсорной и сенсоматорной интеграции и координации. Таким детям свойственна повышенная утомляемость, недоразвитие свойств внимания и памяти.

Основной целью коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития является стимулирование психических процессов и формирование позитивной мотивации на познавательную деятельность. При работе с детьми с ЗПР необходимо учитывать степень тяжести снижения психических процессов. У детей с психофизическим инфантилизмом особое внимание необходимо уделить снижению мотивационного компонента учебной деятельности. А  у детей с ЗПР церебрально-органического генеза наблюдается тотальное недоразвитие предпосылок интеллекта. Для поддержания интереса ребенка к коррекционно-развивающим занятиям необходимы разнообразные пособия и дидактические игры.

В коррекции нарушений познавательной деятельности можно выделить три основных блока психокоррекционного процесса:

-мотивационный блок (формирование познавательных мотивов).

— блок регуляции (обучение ребенка планированию своей деятельности, ориентироваться в заданиях).

— блок контроля (обучить контролю по результатам, контролю по способу деятельности, контролю в процессе деятельности).

Игры и упражнения для развития внимания у детей с ЗПР:

Игра «Зеваки»
Цель: развитие у детей произвольного внимания.

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу «Стоп!» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закон­читься, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.

Игра «Не пропусти растение»
Цель: 
развитие у детей способности к переключению внимания.

Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, до­рога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза…

Игра «Нос, нос, рот»
Цель:
 развитие у детей зрительного внимания.

Играющие сидят кружком, посередине учитель. Учитель говорит: «Нос, нос, нос, рот…» При первых словах он действительно касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до какой-то другой части головы. Дети должны делать все не так, как говорит учитель, а так, как они видят (как он делает). Кто ошибается — выбывает. Один, самый внимательный, выигрывает.

Игра «Найди отличия»
Цель:
 развитие у детей зрительного внимания.

Детям показываются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Учитель предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки.

Учитель: Что здесь нарисовано? Эти картинки одинаковые или нет? Перечислите все отличия на этих картинках.

Игра «Ладонь! Кулак!»
Цель:
 развитие у детей слухового внимания и координации движений.

Дети стоят полукругом, учитель перед ними. Педагог командует (сначала это сопровождается соответствующими действиями): «Ладонь! Кулак! Кулак! Ладонь!» и т. д. Затем темп произношения команд увеличивается, те, кто сбился, выбывают. Выигрывает тот, кто остался в игре последним.

Игра «Делай, как я»
Цель:
 развитие у детей произвольного внимания.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу учителя поднимает правую руку первый ребенок, по второму сигналу — второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал они начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать сначала поднятую правую руку, затем левую.
Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

Игры и упражнения для развития произвольности деятельности у детей с ЗПР:

Упражнение «Зачеркни фигуры»

Детям предлагается картинка с изображением предметов: домиков, мячиков, елочек. Нужно зачеркнуть все домики, мячики, елочки или только два любых предмета, по выбору педагога. Время работы ограничивается до 2,5 мин.

Упражнение «»Да»и»Нет»не говорить»

Цель: развитие у детей умения действовать по правилам.

Учитель: «Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны мне на них правильно отвечать, но существует правило: при ответе на вопрос нельзя говорить: «Да» и «Нет»».

Примерные вопросы: Ты хочешь идти в школу? Ты любишь учиться? Ты любишь, когда тебе читают сказки? Ты любишь смотреть мультфильмы? Ты любишь гулять? Ты любишь играть? Ты хочешь учиться? Ты любишь болеть?

Чтобы правильно ответить на вопрос, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контроли­ровать свои ответы, сдерживать желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать содержательный ответ.

Игра «Сосед!»

Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!». Тот игрок, к которому обратился водящий, продол­жает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять одну руку: сосед справа — левую, сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он пытался поднять не ту руку.

Игра «Летает — не летает»

Дети садятся или встают в круг. Учитель объясняет правила игры: «Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?». Например, «Муха летает? Стол летает?» Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимите руки. Если я назову нелетающий предмет, не нужно поднимать рук. Пожалуйста, будьте внимательными».

Затем педагог начинает игру: «Голубь летает?» — и поднимает руки. Дети говорят: «Летает» — и тоже поднимают руки. «Автомобиль летает?» — спрашивает учитель и поднимает руки. Дети, как правило, повторяют этот жест и проигрывают. Смысл игры заключается в том, что дети должны сохранять бдительность во время уловок взрослого и всегда различать зрительный сигнал и содержание вопроса.

Игра «Нарисуй домик»

Ребенку предлагают, как можно точнее срисовать домик с образца, отдельные детали рисунка которого составлены из элементов прописных букв и цифр.

Учитель: «Перед вами лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуйте, пожалуйста, такую же картинку, какую вы видите на этом рисунке. Не торопитесь, постарайтесь быть внимательны­ми, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если вы что-то не так нарисуете,

не стирайте, а нарисуйте правильно поверх неправильного или рядом».

При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание:

  ♦ присутствие всех деталей, соотношение их размеров;

 ♦ правильность изображения — нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ;

 ♦ количество деталей и способ их изображения — считает ли ребенок или рисует на глазок.

Игры и упражнения для развития памяти у детей с ЗПР:

Упражнение на развитие механической зрительной памяти

Детям предлагается 10 невербальных символов, записанных на доске (или на карточках). Необ­ходимо их запомнить (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.

http://school-36.org/sites/default/files/resize/education/metodika_help/exp1-660x56.png

Упражнение на развитие ассоциативной памяти

Предъявляется 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитываются 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Детям необходимо соотнести изобра­жения и слова, объяснить свое решение.

Изображения на картинке Слова
Корова, курица, книга, пылесос, карандаш, яблоко, ландыш, пирог, игла, рыба Молоко, цыпленок, читать, уборка, острый, сад, душистый, вкусный, шить, река

Упражнения на развитие зрительной памяти

1. Детям предлагаются для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 20 с) и воспроизвести в тетради по памяти.

http://school-36.org/sites/default/files/education/metodika_help/exp2.png

2. Детям предлагаются для запоминания 4 карточки разного цвета с изображением на них значками. Необходимо запомнить значки (время для запоминания 10 с) и воспроизвести в тетради по памяти:

http://school-36.org/sites/default/files/education/metodika_help/exp3.png

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЫШЛЕНИЯ

Упражнение «Найди лишнее слово»

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков объ­ектов.

Педагог читает серию из четырех слов. Три слова в серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Задача детей — определить слово, которое является «лишним».

Примерные серии слов:

 • старый, дряхлый, маленький, ветхий;

 • храбрый, злой, смелый, отважный;

 • яблоко, слива, огурец, груша;

    • молоко, творог, сметана, хлеб;

 • час, минута, лето, секунда;

 • ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

 • платье, свитер, шапка, рубашка;

 • мыло, метла, зубная паста, шампунь;

 • береза, дуб, сосна, земляника;

 • книга, телевизор, радио, магнитофон.

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: развитие у детей понятийного мышления.

Дети садятся в кружок. Педагог кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч педагогу. И так далее.

Варианты предложений: Лимоны кислые, а сахар… У человека две ноги, а у собаки… Собака лает, а кошка… Птицы живут в гнездах, а люди… Ночью темно, а днем… Зимой идет снег, а летом… Трава зеленая, а небо… Из шерсти вяжут, а из ткани… Зимой холодно, а летом… Балерина танцует, а пиа­нист… Ты ешь ртом, а слушаешь… Дрова пилят, а гвозди… Утром мы завтракаем, а днем… Певец поет, а строитель… Птица летает, а змея… Композитор сочиняет музыку, а музыкант… Лодка плывет, а машина… В России говорят по-русски, а в Англии… Ты смотришь глазами, а дышишь… Книгу читают, а музыку…

Игра «Много — один»

Цель: развитие у детей внимания и быстроты мышления.

Дети садятся в круг. Педагог, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, воз­вращая мяч, — в единственном.

Варианты слов: коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, косы, глаза, шкафы, шарфы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, коржи, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.

Игра «Кем (чем) был раньше?»

Цель: развитие у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи.

Дети садятся в круг. Педагог, по очереди обращаясь к каждому ребенку, задает вопрос: «Кем (чем) был раньше?».

Варианты слов: цыпленок (яйцом), хлеб (мукой), лошадь (жеребенком), шкаф (доской), корова (теленком), велосипед (железом), дуб (желудем), рубашка (тканью), рыба (икринкой), ботинки (ко­жей), яблоня (семечком), женщина (девочкой), лягушка (головастиком), листок (почкой), бабочка (гу­сеницей), собака (щенком).

Игра «Говори наоборот»

Цель: развитие у детей сообразительности.

Педагог или ведущий кидает детям мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать противоположное по значению слово.

Примерные пары слов: веселый — грустный, быстрый — медленный, красивый — безобразный, пу­стой — полный, худой — толстый, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый, тяжелый — легкий, трус­ливый — храбрый, белый — черный, твердый — мягкий, шершавый — гладкий.