Современный мир меняется день ото дня. Значительного развития достигла медицина и педагогика. Но, несмотря на это, количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) увеличивается и актуальность сопровождения их семей возрастает. Ознакомиться с точным определением понятия «обучающийся с ОВЗ» мы можем в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ. Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [3].
Как показывает практика, дефициты детей с ОВЗ становятся более выраженными и сложными для коррекционно-развивающей работы. Для того, чтобы их скомпенсировать важна слаженная и эффективная деятельность педагогов, родителей и медиков. Но, зачастую у родителя, воспитывающего ребенка с проблемами возникает масса вопросов, на которые он не может найти ответы. Важную роль в повышении эффективности обучения и развития воспитанника с ОВЗ занимает консультирование родителей с целью ознакомления с особенностями развития ребенка, его обучения и воспитания.
Для успешного развития ребенка с ОВЗ требуется не только медицинское сопровождение, но также грамотно построенные семейные взаимоотношения. Но следует признать, что семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, постоянно находится в стрессовой ситуации и психологический дискомфорт испытывают все члены семьи. Появление ребенка с особенностями приводит к изменению типов воспитания [2]. От психолога учреждения, посещающего ребенком, требуется не только информационная, но и психологическая поддержка, а также такие качества как толерантность и эмпатия.
Главной целью консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ является комплексная помощь всей семье в адаптации к особенностям ребенка, а также его социализация и развитие. При консультировании, психолог должен учитывать особенности реагирования родителя на сложившуюся ситуацию. Если родитель отрицает то, что его ребенок имеет особенности, значит он в полной мере не принимает проблему. Некоторые родители бывают настолько не готовы к проблемам ребенка, что часто провоцируют конфликты вокруг него, не соглашаются с методами работы педагога и общественным мнением. В данной ситуации психолог должен более подробно информировать родителя об особенностях ребенка, о методах и приемах его обучения, о дальнейших прогнозах развития и возможных вариантах получения помощи. Также в данной ситуации педагог может обеспечить возможность общения с родителями, воспитывающими детей с подобными особенностями. На принятие собственного ребенка и осмысление его особенностей родителю может потребоваться значительное время, и психолог должен быть максимально тактичным и терпеливым.
В практике встречаются родители с противоположным типом реагирования на проблемы ребенка. Эти родители настолько расстроены проблемами ребенка, что не видят выхода из сложившейся ситуации, чувствуют себя опустошенными и могут впадать в депрессивное состояние. Они не всегда обращаются за помощью к педагогу, а если и получают помощь, то в выполнении рекомендаций непоследовательны. В таких семьях часто встречаются проблемы в воспитании, так как родители чрезмерно опекают ребенка и не дают сформироваться его самостоятельности. В данной ситуации, при консультировании родителей, психолог должен обратить внимание на систему воспитания в семье и ошибки родителей, а также отметить варианты их решения. Самим родителям, с данным типом реагирования на проблемы ребенка необходима психологическая поддержка. Наиболее эффективными в работе с родителями такого типа являются: мастер-классы, индивидуальное и групповое консультирование, тренинги, родительские клубы.
Также в практике встречаются родители с типом реагирования на проблемы ребенка, сочетающим в себе признаки двух вышеописанных. Эти родители являются эмоционально неустойчивыми и остро реагируют на проблемы ребенка. Но они не выражают свои негативные эмоции окружающим, а переживают их самостоятельно, что зачастую негативно отражается на их здоровье. Родители данного типа проявляют гиперапеку по отношению к ребенку, что не всегда положительно отражается на его поведении. В данной ситуации психологу необходимо оказывать консультативную помощь родителю относительно нюансов воспитания ребенка и реагирования на его проблемы. Но родителю также требуется помощь в снятии психоэмоционального напряжения. Для этого психолог может проводить тренинговые занятия. Для повышения осведомленности родителя в вопросах обучения, воспитания и развития ребенка в домашних условиях психолог может использовать такие формы работы как мастер-классы, диалог клубы, детско-родительские занятия.
На современном этапе развития системы образования в сопровождении детей с ОВЗ важную роль играет консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка.  Учет особенностей родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также компетентность психолога и соблюдение этических норм и правил при консультирование значительно повышает эффективность коррекционной работы.